Экономические проблемы развития экономики США в последние годы

Обострение противоречий в мировом хозяйстве. Экономические проблемы развития экономики США в последние годы.

Сегодня на международной арене в основном сталкиваются две концепции устройства мира в ХХI веке. Одна из них концепция однополярного мира. Ее сторонники убеждены, что США остались единственной сверхдержавой, которая способна доминировать в мировой экономике и политике. Другая – концепция многополярного мира: на равноправных условиях сотрудничают и конкурируют разные центры экономического и политического развития. Такая модель предполагает равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, а не подчинение воле одной доминирующей сверхдержавы, берущей на себя роль мирового лидера.

Как известно, в мировой экономике к концу нынешнего тысячелетия действительно сформировались крупные центры силы и появились довольно влиятельные участники международных экономических отношений. Кроме США, это и объединенная Западная Европа, и набирающие мощь страны Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Японией, это и супердержава ХХI века – Китай. По прогнозу ОЭСР, в 2020 г. свыше трети мирового производства будет приходиться на КНР, Россию, Индию, Индонезию и Бразилию, а доля ВВП развивающихся стран при продолжении рыночных реформ может возрасти к указанному году до 60% мирового ВВП (в 1995 г. – 40%), превысив долю развитых индустриальных стран. Итак, в ХХI веке должен найти разрешение вопрос о конструктивном и бесконфликтном развитии и взаимодействии традиционных и новых силовых полюсов. Даже сверхдержава не может доминировать в сегодняшней мировой экономике с множеством центров силы, влияний и интересов, в мире, где уменьшилась роль идеологии и укрепился прагматизм. Весь прежний мировой порядок был построен на искусственном фундаменте и обслуживал интересы двух противоборствующих экономических систем – капиталистической и социалистической. Мировое хозяйство на рубеже ХХ – ХХI веков глобально по своим масштабам, всецело основывается на принципах рыночной экономики, объективных закономерностях мирового разделения труда, интернационализации производства и включает в себя три главных элемента: совокупность национальных экономик, связывающие их международные экономические отношения и международную экономику, созданную международными корпорациями.

В 2007 г. в США разразился кризис системы ипотечного кредитования. Быстрый рост масштабов невозвращенных кредитов на приобретение недвижимости не только привел к дестабилизации национального финансового рынка, но и к концу года спровоцировал глобальный финансовый кризис. У многих ведущих банков мира возникли серьезные проблемы с ликвидностью, произошел резкий спад на фондовых рынках. За финансовым кризисом последовал глубокий спад производства в реальном секторе экономики. Как свидетельствует период 2008–2009гг. экономика США оказалась в глубочайшем финансово-экономическом кризисе, по крайней мере, после 80-х годов ХХ века.

В 2008г. США занимали 1-е место в мире по объему номинального ВВП (более 14трлн. долл.) и третье – по ВВП на душу населения (48тыс. долл.– после Люксембурга и Норвегии). По темпам роста ВВП (в 2005 и 2006г.– на уровне 2 и 2,8%, соответственно) Соединенные Штаты до начала экономического кризиса 2008г., хотя и уступали быстрорастущим новым рыночным экономикам – Китаю, Индии, Бразилии (8–10%) и России (6–7%), но заметно опережали показатели Западной Европы и Японии (1–1,5%). Учитывая гигантскую величину американского ВВП, это усугубляло количественный разрыв в масштабах экономик между США и их основными традиционными партнерами-конкурентами. Экономический кризис 2008–2009гг. привел к падению ВВП практически всех ведущих стран мира, в том числе и США, что, разумеется, ухудшило их позиции по основным макроэкономическим показателям. Во II квартале 2009 г. ВВП США продолжил снижение (1%), хотя уже в III квартале наметились первые признаки экономического оживления.

Картину экономического развития страны можно дополнить данными об уровне и качестве жизни населения. Если по традиционным индикаторам уровня жизни – размеру доходов, структуре потребления – США находятся среди лидеров, то по показателям качества жизни – ожидаемой продолжительности жизни, доступности образования, дифференциации доходов, доступности услуг здравоохранения – они уступают многим другим развитым странам. Так, по интегральному показателю качества жизни – индексу развития человеческого потенциала – Соединенные Штаты в 2007 г. находились на 12-ом месте в мире, уступая таким странам, как Норвегия, Исландия, Австралия, Ирландия, Швеция, Канада и Япония (место России в этом списке – 65-е). Этот показатель отражает своеобразие американской социально-экономической модели (по сравнению со многими другими развитыми странами), в которой приоритет отдается эффективности в ущерб социальной справедливости. Так, коэффициент Джини, отражающий степень социального неравенства, в США в 2007г. составлял 0,45, что в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах Европы. В США достаточно заметна социально-имущественная дифференциация населения: доходы 5% семей с наиболее высокими доходами (в среднем 145 тыс. долл. в год) почти в 7 раз превышают доходы 20% семей с наименьшими доходами.

Как результат заметного социального неравенства, более 12% американцев имеют уровень доходов ниже официального прожиточного минимума. В свою очередь, имеющаяся дифференциация населения по доходам (которая наиболее заметна среди представителей различных расовых и этнических меньшинств – уровень доходов белых американцев и выходцев из Азии в среднем заметно выше уровня доходов испано-язычных групп и афроамериканцев) приводит к неравному доступу к высшему образованию и услугам здравоохранения. Все более актуальной становится для США проблема старения населения (доля лиц старше 65лет, по прогнозам, достигнет к 2030г. 20%), что вызывает немалую напряженность в системе социального страхования и пенсионного обеспечения (как ожидается, уже в 2018 г. система социального страхования станет дефицитной).

Не только в социальной сфере, но и далеко не по всем макроэкономическим показателям ситуация в США является позитивной. Серьезной проблемой являются дефициты федерального бюджета, внешнеторгового и платежного балансов, приводящие к накоплению государственного долга страны (70% ВВП в 2008г.). Как результат экономического кризиса и увеличения государственных расходов, дефицит федерального бюджета США демонстрирует тенденцию к резкому росту– с 2,9% от объёма ВВП в 2007г. до 12% в 2009 г. Продолжает увеличиваться дефицитность торгового и платежного балансов, что крайне осложняет обслуживание госдолга.

1. Наибольшей остроты кризис по обслуживанию государственного долга в США достиг в июле-августе 2011г., когда страна стояла перед угрозой объявления технического дефолта. Возникает вопрос, чем отличается кризис 2008-2009 годов, начавшийся в ипотечной сфере США, от кризиса на долговом рынке ведущей экономики мира по причине технического дефолта 2?

Во-первых, масштабами. Если в первом случае рецессия началась в финансовом секторе со схлопывания надувшегося "мыльного пузыря", разросшегося под лозунгом "бери сейчас - плати потом!", то в настоящее время речь идет о неспособности целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.

Во-вторых, причинами. Проблема поднятия планки государственного долга с нынешних 14,3 триллионов долларов до планируемых 16,4 триллионов долларов по большей части перешла из экономической плоскости в политическую. Вопрос состоит в том, кто придет к власти на выборах в ноябре 2012 года: демократы или республиканцы. А какой ценой для экономики - это уже вторичный фактор.

Государственный долг поднялся с отметки в 70% от ВВП в 2008г. до 94% к концу июля 20011г. А 4 августа 2011г. государственный долг США сравнялся с ВВП и составил 15 трлн. долл.. В настоящее время размер госдолга увеличивается в среднем на 3,7 миллиарда долларов в день.

Столь резкое поднятие планки государственного долга обусловлено значительными социальными программами. Доля расходов в федеральном бюджете на социальную сферу в 2010 году составила 69%. Без этих программ политика демократов будет похожа на антинародную политику, загоняющую экономику в вечные долги. Увеличив лимит 2 августа 2011г. до 16,4 триллионов долларов, государство увеличит на 8% (около 30 миллиардов) расходы бюджета на процентное обслуживание. Вот и получается замкнутый круг. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года - 2,610 триллионов, за 3 года - 4,839 триллионов. Таким образом, вместе с инфляционной спиралью раскручивается долговая спираль. Продолжающееся уже длительное время снижение курса доллара относительно евро и других мировых валют дает немало преимуществ американским экспортерам, но одновременно подрывает доверие иностранных инвесторов к американской валюте.

6. Программа модернизации и инновационного развития российской экономики «Россия-2020».

Программа модернизации и инновационного развития российской экономики "Стратегия 2020" появилась не случайно. Она является логическим продолжением того курса, который проводился все последние годы. За последние пять лет по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия обогнала ряд крупных стран, в том числе Францию, Бразилию и Италию, и сегодня находится среди десяти крупнейших экономик мира. Теперь на первый план выходят проблемы качества экономического роста и качества жизни наших граждан, повысить которые можно только путем перехода на инновационный тип развития общества.

В "Стратегии 2020" можно выделить три ключевых элемента:

Во-первых, это вхождение России в группу ведущих мировых держав и по объему ВВП, и по среднедушевому доходу, и по ряду других параметров. К 2020г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, а объем ВВП на душу населения должен достичь 35 тысяч долларов. Чтобы достичь такого уровня благосостояния, российская экономика должна ежегодно расти на 5–6%.

Во-вторых, это изменение качества развития – переход от энергосырьевой модели экономики к инновационной модели. Сегодня доля несырьевого сектора экономики составляет лишь 10-15% в экспорте, доля наукоёмкой продукции в экспорте РФ составляет менее 3%. Для осуществления перехода к инновационной модели необходимы существенные преобразования. Это касается модернизации структуры экономики, её инновационного обеспечения, поддержания нормальной конкурентной среды, улучшения инвестиционного климата, снижения уровня коррупции, внедрения новых систем управления производством и т.д. Эти преобразования должны обеспечить удвоение за 10 лет уровня производительности труда и повышение доли инновационной продукции в общем объёме производства РФ с нынешних 12% до 25-35%.

Третьим элементом стратегии являются фундаментальные социальные изменения, связанные со значительными инвестициями в человека, т.е. в образование, здравоохранение, культуру и др. Необходимо создать все условия для раскрытия творческого потенциала, постоянного самосовершенствования и саморазвития каждого гражданина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: