Причина появления хосписного движения в целом известна: умирание — это особое время человеческой жизни и медицина должна помочь человеку по-человечески умереть. Эта задача решается в хосписе не только за счет дополнительного внимания и качественного ухода, но и благодаря личностному отношению к каждому пациенту. Поэтому, в частности, в хосписах не ограничивают применение анестезии сугубо медицинскими задачами купировать боль. Задача не в том, чтобы боль стала переносимой. Задача в том, чтобы пациент не ощущал дискомфорта. Поэтому здесь допустимо применение большего количества обезболивающих средств, чем в обычных больницах. Хотя последнее может косвенно привести к ускорению смерти пациента, однако это не является нарушением врачебной этики, поскольку служит тому, чтобы сохранить человеческое достоинство больных и возможность личностного общения.
При хосписах всегда действуют часовни или храмы, однако никого не принуждают к вере. Общение с Богом — личное дело каждого. Насилие здесь недопустимо.
|
|
От пациента не скрывают правду о диагнозе, если только он сам не просит об этом. Но сообщают ему об этом не в лоб, не причиняя психологической травмы, но обращаясь за помощью к опытным психотерапевтам и специально подготовленным врачам.
Таким образом, умирание становится для человека временем осмысленной жизни, возможностью принять смерть так, как ее принимает лирический герой стихотворения Бориса Пастернака “В больнице”:
“О Господи, как совершенны
Дела Твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.
…
Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук Твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр”.
1956.
[1] Сальников В.П. Кузнецов Э.В. Старовойтова О.Э. Правовая танатология. СПб., 2002. С. 136–144.
[2] Стеценко С.Г. Медицинское право. Учебник. СПб., 2004. С. 361.
[3] Платон. Федон, 64 a. Собр. Соч. в 4 тт., Т. 2. М., 1993. С. 14
[4]См. Франк С.Л. Смысл жизни / Духовные основы общества. М., 1992. С. 182.
[5]Кондратьев В.Ф. Православно-этические аспекты эвтаназии / Сборник церковно-общественного совета по биомедицинской этике.
[6] Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. С. 166.
[7] Достоевский Ф.М. Бесы / Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1974. Т. 10. С. 472.
[8] Там же. С. 469.
[9] Силуянова И.В. Там же. С. 167.
[10] Сгречча Э. Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002. С. 347.
[11] Там же. С. 348.
[12] Апулей. Золотой осел. Лениздат, 1992. С. 164.
[13] Силуянова И.В. Там же. С. 169.
[14] Ницше Ф. Генеалогия морали / Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2, с. 524.
[15]Савва (Молчанов), иеромонах. Проблема в армии / Победа, победившая мир №3/19. М., 2004.
[16]Кондратьев В.Ф. Православно-этические аспекты эвтаназии / Сборник церковно-общественного совета по биомедицинской этике.
[17]Цит. по Лукреций. О природе вещей в 2 тт. М., 1947. С. 593.
[18] Блок А.А. Избранное. М., 1995. С. 484.