Возможный алгоритм дифференциации
Метод XYZ
Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле – ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Однако, по мнению специалистов, наибольший эффект применение этого метода дает в комбинации с другим методом - XYZ -анализом.
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
X — это группа, характеризующаяся стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза срока потребления.
У — ресурсы, потребность в которых характеризуется тенденциями (например, сезонные колебания) и средней точностью прогнозирования изменений потребности.
Z — используются нерегулярно, величину потребления прогнозировать довольно сложно.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (ν) по этой позиции.
Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до 100%. Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Установлена следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации.
Группировка ассортимента осуществляется в порядке возрастания этого коэффициента. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе алгоритма, представленного в табл.5.1.
Таблица 5.1
ассортимента на группы X, Y и Z
Группа | Интервал | |
X | 0 ≤ ν < 10% | слабая колеблемость |
Y | 10% ≤ ν ≤ 25% | умеренная колеблемость |
Z | ν > 25% | высокая колеблемость |
Наложением результатов XYZ -анализа на данные АВС -метода получают 9 групп ресурсов (табл.5.2), для каждой из которых менеджеры фирмы должны разработать свою систему управления запасами.
Категории СХ, СУ, CZ на практике управляются одинаково. Обычно планирование таких запасов происходит на год, с ежемесячной проверкой наличия на складе.
Для категорий ВХ, ВУ, ВZ есть совпадения (например, по срокам планирования) и различия (по способам доставки).
Для категорий АХ, АУ, АZ вырабатываются индивидуальные способы управления. Для АХ, например, можно рассчитать оптимальный размер закупок и применить модель с фиксированным размером заказа. Для АZ этого сделать нельзя, поэтому придется формировать резервный запас и использовать модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.
Таблица 5.2
АВС и XYZ -анализа оборота ресурсов
AX (высокая потребительная стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | AY (высокая потребительная стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | AZ (высокая потребительная стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
BX (средняя потребительная стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | BY (средняя потребительная стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | BZ (средняя потребительная стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
CX (низкая потребительная стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | CY (низкая потребительная стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | CZ (низкая потребительная стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |