1. Начать объяснение следует с напоминания того факта, что компьютер может работать с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами. Термины «текстовая информация» и «символьная информация» используются как синонимы. С точки зрения компьютера текст — это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы и пр. Самое главное, чтобы все используемые символы входили бы в компьютерный алфавит.
Первая задача — познакомить учеников с символьным алфавитом компьютера. Они должны знать, что алфавит компьютера включает в себя 256 символов и каждый символ занимает 1 байт памяти.
Эти свойства символьного алфавита компьютера, в принципе, уже знакомы ученикам. Изучая алфавитный подход к измерению информации, они узнали, что один символ из алфавита, мощностью 256, несет 8 бит или 1 байт информации.
|
|
Далее следует ввести понятие о таблице кодировки. Таблица кодировки — это стандарт, ставящий в соответствие каждому символу алфавита свой порядковый номер. Наименьший номер — 0, наибольший — 255. Международным стандартом для персональных компьютеров стала таблица ASCII.
От учеников не нужно требовать запоминания кодов символов. Однако некоторые принципы организации кодовых таблиц они должны знать. Рассмотрите вместе с учениками таблицу кода ASCII, приведенную в учебнике. Она делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т. е; символы с номерами от 0 до 127. Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, десятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы. Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция — управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т. п. Символ номер 32 — пробел, т. е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются определенными знаками. Важно обратить внимание учеников на соблюдение лексикографического порядка в расположении букв латинского алфавита, а также цифр. На этом принципе основана возможность сортировки символьной информации, с которой ученики впервые встретятся, работая с базами данных.
Вторая половина кодовой таблицы может иметь различные варианты. В первую очередь она используется для размещения национальных алфавитов, отличных от латинского. Поскольку для кодировки русского алфавита — кириллицы применяются разные варианты таблиц, то часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из одной программной системы в другую. Можно сообщить ученикам, что таблица кодировки символов 128-255 называется кодовой страницей и каждый ее вариант имеет свой номер. Так, например, в MS DOS используется кодовая страница номер 866, а в Windows — номер 1251.
|
|
В качестве дополнительной информации можно рассказать о том, что проблема стандартизации символьного кодирования решается введением нового международного стандарта, который называется Unicode. Это 16-разрядная кодировка, т. е. в ней на каждый символ отводится 2 байта памяти. Конечно, при этом объем занимаемой памяти увеличивается в 2 раза. Но зато такая кодовая таблица допускает включение до 65536 символов. Ясно, что в нее можно внести всевозможные национальные алфавиты.
2. Текстовым документом будем называть файл, созданный с помощью текстового редактора. Текстовый документ должен иметь определенную структуру. Он должен делиться на строки, абзацы, страницы, разделы. Может иметь выделенные заголовки, нумерацию страниц, колонтитулы и пр. Для компьютера текст — это непрерывная последовательность байтов.
3. Текстовые файлы — очень важный для компьютера способ организации данных. Большое количество системной информации хранится в текстовых файлах (файл конфигурации, файл автозагрузки и др.). Программы на языках программирования высокого уровня (Паскале, Бейсике и др.) также хранятся в текстовых файлах. Тексты писем, передаваемые по электронной почте, представляют собой текстовые файлы.
Для работы с текстовыми файлами существуют простые текстовые редакторы. На IBM PC это редакторы MS-DOS Editor, Norton Editor; в операционной системе Windows таким редактором является «Блокнот» (не забывайте, что MS DOS и Windows используют разные кодовые страницы и поэтому их текстовые файлы не совместимы по русскому алфавиту). Часто в именах текстовых файлов используется расширение ТХТ.
4. Текстовый редактор (ТР) — первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса. При использовании IBM PC и операционной системы MS DOS целесообразно познакомить учащихся с одним из простых текстовых редакторов (например, Norton Editor) и каким-нибудь более совершенным редактором: Лексикон, Word и др. Если в классе работает операционная система Windows, то начать можно с ТР «Блокнот». Использование на следующем этапе текстового процессора MS Word совсем не обязательно.
Безусловно, MS Word — это один из наиболее развитых ТР, в котором реализована самая современная технология обработки текста. Тем не менее, есть два аргумента, ставящих под сомнение необходимость использования Word. Во-первых, MS Word входит в состав дорогостоящего офисного программного пакета Microsoft Office, который может оказаться «не по карману» для законопослушных учебных заведений, допускающих использование только лицензионного программного обеспечения (к сожалению, такой аргумент вызовет лишь улыбку у большинства наших читателей...). Второй аргумент — методического свойства. MS Word — очень сложный программный продукт. За время, отведенное под данную тему учебной программой, нельзя освоить даже половину его возможностей. Многие элементы интерфейса Word (пункты меню, инструменты, кнопки) оказываются невостребованными и создают определенный «информационный шум», отвлекающий учеников. Работа с MS Word на компьютерах с относительно медленным процессором и небольшим объемом оперативной памяти, как правило, происходит с заметными задержками. Это слишком «громоздкий» текстовый процессор для использования в учебных целях.
|
|
Отмеченные выше проблемы снимает использование текстового редактора WordPad, который всегда имеется в стандартной поставке Windows. Практически все приемы работы с текстовыми редакторами, которые можно освоить в рамках базового курса, реализованы в WordPad. Интерфейс этого редактора близок к интерфейсу Word, но «без излишеств».
Освоив WordPad, ученики легко смогут перейти к работе с MS Word. При наличии учебного времени такой переход можно произвести в конце данной темы, при необходимости познакомить учащихся с некоторыми возможностями текстовых процессоров, не поддерживаемых WordPad (например, многооконный режим работы, проверка орфографии, работа с таблицами).
Можно говорить о том, что компьютер, на котором запущен на исполнение текстовый редактор, становится специализированным исполнителем для работы с текстовой информацией.
ЭВМ + ТР => исполнитель работы с текстами
Этот исполнитель работает под управлением человека (пользователя). Все действия, которые выполняет человек, работая с такой системой, можно рассматривать как команды, управления исполнителем. Отсюда следует, что изучение текстового редактора (как и любого другого прикладного средства информационных технологий) можно проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:
· данные: структурные единицы текста,
· среда ТР,
· режимы работы ТР,
· система команд.
Дадим некоторое уточнение понятию «режим работы». Под режимом работы понимается определенное состояние исполнителя (в данном случае текстового редактора), в котором возможно выполнение определенного вида работы. Режим ввода-редактирования — основной режимом работы ТР. Признаком того, что ТР находится в этом режиме, является наличие курсора на рабочем поле (для Word — мигающая вертикальная черточка). В этом режиме можно вводить и удалять символы, слова, строки; перемещаться по тексту; разрывать и сливать строки. После выделения фрагмента текста происходит переход в режим работы с фрагментом: его можно переместить, вырезать, копировать, вставить, переформатировать. Но поскольку работа с фрагментами происходит в процессе редактирования текста, то можно считать, что режим работы с фрагментом является подрежимом ввода-редактирования. Аналогично форматирование можно рассматривать как подрежим ввода-редактирования. А вот работа с файлами — это самостоятельный режим. В нем можно открывать документы и сохранять файлы на диске. В старых версиях текстовых процессоров орфографический контроль осуществлялся в отдельном режиме работы только по специальной команде. В современных ТР режим орфографического контроля можно совмещать с вводом текста. В таком случае появление ошибки сразу же отмечается подчеркиванием или звуковым сигналом.
|
|
Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействованы все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы. В этом проявляется пересечение содержательной линии «Компьютер» с линией информационных технологий.
Клавиатура — основное устройство для ввода текста, для управления текстовым редактором. Знакомство с клавиатурой с помощью клавиатурных тренажеров позволяет ученикам освоить только ее центральную часть — символьные клавиши. При работе с ТР активно задействованы все остальные группы клавиш.
Дисплей. Во-первых, ученики должны узнать, что любое изображение на экране получается из совокупности светящихся точек — пикселей. Символы текста формируются не из непрерывных линий, а из отдельных точек. Эту дискретную структуру символа можно разглядеть при внимательном рассмотрении экрана.
Операционная система MS DOS и все ее приложения различают два режима работы дисплея: символьный и графический. Все текстовые редакторы, работающие под DOS, используют символьный режим экрана. В этом режиме на экране строго определены позиции и размеры выводимых символов. Можно говорить о том, что экран разделен на клеточки, выстроенные в строки и столбцы, подобно листу из тетради в клетку. Каждая такая клетка экрана — знакоместо для одного символа
Операционная система Windows и все ее приложения работают с дисплеем только в графическом режиме. Следствием этого является то, что при выводе на экран текста отсутствуют понятия: фиксированное знакоместо, стандартный размер символов, стандартный тип шрифта. Символы могут выводиться на экран в разных позициях, разных размеров и форм. Однако дискретная пиксельная структура экрана остается, и как следствие — мозаичный принцип изображения символов.
Память ЭВМ. При работе над текстовым документом задействована как внутренняя (оперативная) так и внешняя память компьютера. Ученики должны получить представление, для каких целей используется тот и другой вид памяти.
Сам текстовый редактор (как и все программное обеспечение ПК) хранится на магнитном диске. Следует указать, в каком каталоге (папке) находится ТР, объяснить, что запуск ТР происходит путем переписывания содержимого файла с программой редактора в оперативную память и инициализации его выполнения. В течение всей работы программа ТР занимает определенную часть памяти. Память освобождается только после выхода, закрытия ТР.
Вводимый пользователем текст заносится в специально отведенную для этого область оперативной памяти — рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов текста.
Сохранение текста, сформированного в рабочей области оперативной памяти, ведет к созданию файла документа на магнитном диске.
Рекомендации по организации практической работы на компьютере
Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Эти навыки являются базовыми при работе с любыми видами программного обеспечения, где используется интерактивный режим.
Набирать тексты приходится при вводе команд операционной системы, при ответах на запросы в диалоговых окнах системных и прикладных программ, при вводе информации в базы данных и электронные таблицы и пр. При любом варианте символьного ввода пользователю предоставляется возможность исправления ошибок, т. е. редактирования текста. Существует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода.
Прежде всего, ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся:
1. Перемещение по тексту: курсорные клавиши, [Home], [End], [PageUp], [PageDown].
2. Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del].
3. Вставка-замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert].
4. Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клавиша [Del] в конце первой соединяемой строки или [BS] в начале второй строки.
Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа MS DOS Editor или Блокнот.
Учитель должен ясно представлять последовательность педагогических целей, которые ставятся перед учащимися в процессе формирования умений и навыков для работы с программными средствами информационных технологий. В рамках темы «информационные технологии работы с текстом» указанные цели могут быть представлены следующим списком (список составлен «по максимуму»). Порядок пунктов в этом списке отражает рекомендуемую последовательность обучения.
· Поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой.
· Набор русского текста; переход верхний-нижний регистр (строчные, прописные буквы); знаки препинания (в Windows не всегда совпадают с обозначениями на клавишах); перевод строки.
· Переход «РУС-ЛАТ».
· Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, BS; режимы вставки и замены.
· Открытие файла с текстом; просмотр текста, приемы перемещения по тексту.
· Редактирование данного текста: поиск и исправление ошибок; разрыв строки, слияние строк.
· Сохранение документа на диске.
· Установка параметров формата: размеры долей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк.
· Работа с фрагментами: выделение фрагмента, перемещение, копирование через буфер обмена. а Работа со шрифтами; установка типа шрифта, размера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента.
· Поиск и замена.
· Работа в многооконном режиме; перемещение фрагментов между различными документами.
· Создание и редактирование таблиц.
· Формирование гиперссылок.
Тема «Текстовая информация и компьютер» занимает особое место в базовом курсе. Это первая прикладная тема. Здесь ученикам предстоит впервые самостоятельно создать небольшой реальный продукт с помощью компьютера — текстовый документ. Это обстоятельство, безусловно, повышает мотивацию учеников к работе. На данную тему в учебном плане выделяется 7-8 уроков. Это учебное время следует разумно распределить между теорией и практикой. Учитель не должен поддаваться напору наиболее нетерпеливых учеников, не желающих слушать никаких объяснений и рвущихся скорее начать «нажимать клавиши». Опыт показывает, что большинство детей плохо воспринимают объяснения, сидя за работающим компьютером. Поэтому наиболее подходящий вариант организации занятий такой, когда объяснения учителя дети слушают, сидя за партами без машин, и лишь получив задания и четко уяснив, что требуется сделать, ученики садятся за компьютеры. Далее работа учителя переходит в режим индивидуального общения с учениками, консультаций, приема заданий.