Методические рекомендации по изложению теоретического материала

1. Начать объяснение следует с напоминания того факта, что компьютер может работать с четырьмя вида­ми информации: текстовой, графической, числовой и звуковой. Одним из самых массовых приложений ЭВМ является работа с текстами. Термины «текстовая ин­формация» и «символьная информация» используются как синонимы. С точки зрения компьютера текст — это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы и пр. Самое главное, чтобы все используемые символы входи­ли бы в компьютерный алфавит.

Первая задача — познакомить учеников с символь­ным алфавитом компьютера. Они должны знать, что алфавит компьютера включает в себя 256 симво­лов и каждый символ занимает 1 байт памяти.

Эти свойства символьного алфавита компьютера, в принципе, уже знакомы ученикам. Изучая алфавитный подход к измерению информации, они узнали, что один символ из алфавита, мощностью 256, несет 8 бит или 1 байт информации.

Далее следует ввести понятие о таблице кодиров­ки. Таблица кодировки — это стандарт, ставящий в соответствие каждому символу алфавита свой по­рядковый номер. Наименьший номер — 0, наиболь­ший — 255. Междуна­родным стандартом для персональных компьютеров стала таблица ASCII.

От учеников не нужно требовать запоминания ко­дов символов. Однако некоторые принципы организа­ции кодовых таблиц они должны знать. Рассмотрите вместе с учениками таблицу кода ASCII, приведенную в учебнике. Она делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т. е; символы с номерами от 0 до 127. Сюда входят строчные и прописные буквы латинского алфавита, де­сятичные цифры, знаки препинания, всевозможные скобки, коммерческие и другие символы. Символы с номерами от 0 до 31 принято называть управляющими. Их функция — управление процессом вывода текста на экран или печать, подача звукового сигнала, разметка текста и т. п. Символ номер 32 — пробел, т. е. пустая позиция в тексте. Все остальные отражаются опреде­ленными знаками. Важно обратить внимание учеников на соблюдение лексикографического порядка в распо­ложении букв латинского алфавита, а также цифр. На этом принципе основана возможность сортировки сим­вольной информации, с которой ученики впервые встре­тятся, работая с базами данных.

Вторая половина кодовой таблицы может иметь различные варианты. В первую очередь она использу­ется для размещения национальных алфавитов, отлич­ных от латинского. Поскольку для кодировки русского алфавита — кириллицы применяются разные вариан­ты таблиц, то часто возникают проблемы с переносом русского текста с одного компьютера на другой, из од­ной программной системы в другую. Можно сообщить ученикам, что таблица кодировки символов 128-255 называется кодовой страницей и каждый ее вариант имеет свой номер. Так, например, в MS DOS использует­ся кодовая страница номер 866, а в Windows — номер 1251.

В качестве дополнительной информации можно рассказать о том, что проблема стандартизации симво­льного кодирования решается введением нового меж­дународного стандарта, который называется Unicode. Это 16-разрядная кодировка, т. е. в ней на каждый символ отводится 2 байта памяти. Конечно, при этом объем занимаемой памяти увеличивается в 2 раза. Но зато такая кодовая таблица допускает включение до 65536 символов. Ясно, что в нее можно внести всевоз­можные национальные алфавиты.

2. Текстовым документом будем называть файл, созданный с помощью текстового редактора. Тексто­вый документ должен иметь определенную структуру. Он должен делиться на строки, абзацы, страницы, раз­делы. Может иметь выделенные заголовки, нумерацию страниц, колонтитулы и пр. Для компьютера текст — это не­прерывная последовательность байтов.

3. Текстовые файлы очень важный для компь­ютера способ организации данных. Большое количество системной информации хранится в текстовых файлах (файл конфигурации, файл автозагрузки и др.). Программы на языках программирования высокого уровня (Паскале, Бейсике и др.) также хранятся в тек­стовых файлах. Тексты писем, передаваемые по элект­ронной почте, представляют собой текстовые файлы.

Для работы с текстовыми файлами существуют простые текстовые редакторы. На IBM PC это редакто­ры MS-DOS Editor, Norton Editor; в операционной сис­теме Windows таким редактором является «Блокнот» (не забывайте, что MS DOS и Windows используют раз­ные кодовые страницы и поэтому их текстовые файлы не совместимы по русскому алфавиту). Часто в именах текстовых файлов используется расширение ТХТ.

4. Текстовый редактор (ТР) первый тип при­кладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса. При использовании IBM PC и операционной системы MS DOS целесообразно познако­мить учащихся с одним из простых текстовых редакто­ров (например, Norton Editor) и каким-нибудь более со­вершенным редактором: Лексикон, Word и др. Если в классе работает операционная система Windows, то на­чать можно с ТР «Блокнот». Использование на следую­щем этапе текстового процессора MS Word совсем не обязательно.

Безусловно, MS Word — это один из наи­более развитых ТР, в котором реализована самая совре­менная технология обработки текста. Тем не менее, есть два аргумента, ставящих под сомнение необходимость использования Word. Во-первых, MS Word входит в со­став дорогостоящего офисного программного пакета Microsoft Office, который может оказаться «не по кар­ману» для законопослушных учебных заведений, допу­скающих использование только лицензионного про­граммного обеспечения (к сожалению, такой аргумент вызовет лишь улыбку у большинства наших читате­лей...). Второй аргумент — методического свойства. MS Word — очень сложный программный продукт. За время, отведенное под данную тему учебной програм­мой, нельзя освоить даже половину его возможностей. Многие элементы интерфейса Word (пункты меню, ин­струменты, кнопки) оказываются невостребованными и создают определенный «информационный шум», отвле­кающий учеников. Работа с MS Word на компьютерах с относительно медленным процессором и небольшим объемом оперативной памяти, как правило, происходит с заметными задержками. Это слишком «громоздкий» текстовый процессор для использования в учебных це­лях.

Отмеченные выше проблемы снимает использова­ние текстового редактора WordPad, который всегда имеется в стандартной поставке Windows. Практиче­ски все приемы работы с текстовыми редакторами, ко­торые можно освоить в рамках базового курса, реали­зованы в WordPad. Интерфейс этого редактора близок к интерфейсу Word, но «без излишеств».

Освоив WordPad, ученики легко смогут перейти к работе с MS Word. При наличии учебного времени та­кой переход можно произвести в конце данной темы, при необходимости познакомить учащихся с некоторы­ми возможностями текстовых процессоров, не поддер­живаемых WordPad (например, многооконный режим работы, проверка орфографии, работа с таблицами).

Можно говорить о том, что компьютер, на котором запущен на исполнение текстовый редактор, становится специализированным исполнителем для работы с текстовой информацией.

ЭВМ + ТР => исполнитель работы с текстами

Этот исполнитель работает под управлением чело­века (пользователя). Все действия, которые выполняет человек, работая с такой системой, можно рассматри­вать как команды, управления исполнителем. Отсюда следует, что изуче­ние текстового редактора (как и любого другого при­кладного средства информационных технологий) мож­но проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:

· данные: структурные единицы текста,

· среда ТР,

· режимы работы ТР,

· система команд.

Дадим некоторое уточнение понятию «режим рабо­ты». Под режимом работы понимается определенное состояние исполнителя (в данном случае текстового ре­дактора), в котором возможно выполнение определенно­го вида работы. Режим ввода-редактирования — основ­ной режимом работы ТР. Признаком того, что ТР нахо­дится в этом режиме, является наличие курсора на рабочем поле (для Word — мигающая вертикальная черточка). В этом режиме можно вводить и удалять символы, слова, строки; перемещаться по тексту; разрывать и сливать строки. После выделения фрагмента текста происходит переход в режим работы с фрагмен­том: его можно переместить, вырезать, копировать, вста­вить, переформатировать. Но поскольку работа с фраг­ментами происходит в процессе редактирования текста, то можно считать, что режим работы с фрагментом яв­ляется подрежимом ввода-редактирования. Аналогично форматирование можно рассматривать как подрежим ввода-редактирования. А вот работа с файлами — это самостоятельный режим. В нем можно открывать доку­менты и сохранять файлы на диске. В старых версиях текстовых процессоров орфографический контроль осу­ществлялся в отдельном режиме работы только по спе­циальной команде. В современных ТР режим орфогра­фического контроля можно совмещать с вводом текста. В таком случае появление ошибки сразу же отмечается подчеркиванием или звуковым сигналом.

Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействованы все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонен­тами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы. В этом проявляется пересече­ние содержательной линии «Компьютер» с линией ин­формационных технологий.

Клавиатура основное устройство для ввода тек­ста, для управления текстовым редактором. Знакомст­во с клавиатурой с помощью клавиатурных тренаже­ров позволяет ученикам освоить только ее централь­ную часть — символьные клавиши. При работе с ТР активно задействованы все остальные группы клавиш.

Дисплей. Во-первых, ученики должны узнать, что любое изображение на экране получается из совокуп­ности светящихся точек — пикселей. Символы текста формируются не из непрерывных линий, а из отдель­ных точек. Эту дискретную структуру символа можно разглядеть при внимательном рассмотрении экрана.

Операционная система MS DOS и все ее приложе­ния различают два режима работы дисплея: символь­ный и графический. Все текстовые редакторы, работа­ющие под DOS, используют символьный режим экрана. В этом режиме на экране строго определены позиции и размеры выводимых символов. Можно говорить о том, что экран разделен на клеточки, выстроенные в строки и столбцы, подобно листу из тетради в клетку. Каждая такая клетка экрана — знакоместо для одного симво­ла

Операционная система Windows и все ее приложе­ния работают с дисплеем только в графическом режиме. Следствием этого является то, что при выводе на экран текста отсутствуют понятия: фиксированное знакоме­сто, стандартный размер символов, стандартный тип шрифта. Символы могут выводиться на экран в разных позициях, разных размеров и форм. Однако дискретная пиксельная структура экрана остается, и как следст­вие — мозаичный принцип изображения символов.

Память ЭВМ. При работе над текстовым докумен­том задействована как внутренняя (оперативная) так и внешняя память компьютера. Ученики должны полу­чить представление, для каких целей используется тот и другой вид памяти.

Сам текстовый редактор (как и все программное обеспечение ПК) хранится на магнитном диске. Следу­ет указать, в каком каталоге (папке) находится ТР, объяснить, что запуск ТР происходит путем переписы­вания содержимого файла с программой редактора в оперативную память и инициализации его выполне­ния. В течение всей работы программа ТР занимает определенную часть памяти. Память освобождается то­лько после выхода, закрытия ТР.

Вводимый пользователем текст заносится в специа­льно отведенную для этого область оперативной памя­ти — рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов тек­ста.

Сохранение текста, сформированного в рабочей об­ласти оперативной памяти, ведет к созданию файла документа на магнитном диске.

Рекомендации по организации практической работы на компьютере

Навыки ввода и редактирования текста нужны поль­зователю не только для работы с текстовым редактором. Эти навыки являются базовыми при работе с любыми ви­дами программного обеспечения, где используется инте­рактивный режим.

Набирать тексты приходится при вводе команд операционной системы, при ответах на за­просы в диалоговых окнах системных и прикладных программ, при вводе информации в базы данных и элект­ронные таблицы и пр. При любом варианте символьного ввода пользователю предоставляется возможность исп­равления ошибок, т. е. редактирования текста. Сущест­вует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода.

Преж­де всего, ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся:

1. Перемещение по тексту: курсорные клавиши, [Home], [End], [PageUp], [PageDown].

2. Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del].

3. Вставка-замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert].

4. Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клави­ша [Del] в конце первой соединяемой строки или [BS] в начале второй строки.

Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа MS DOS Editor или Блокнот.

Учитель должен ясно представлять последователь­ность педагогических целей, которые ставятся перед учащимися в процессе формирования умений и навы­ков для работы с программными средствами информа­ционных технологий. В рамках темы «информацион­ные технологии работы с текстом» указанные цели могут быть представлены следующим списком (список составлен «по максимуму»). Порядок пунктов в этом списке отражает рекомендуемую последователь­ность обучения.

· Поиск и запуск программы ТР; обращение за справ­кой.

· Набор русского текста; переход верхний-нижний регистр (строчные, прописные буквы); знаки пре­пинания (в Windows не всегда совпадают с обозна­чениями на клавишах); перевод строки.

· Переход «РУС-ЛАТ».

· Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, BS; режимы вставки и замены.

· Открытие файла с текстом; просмотр текста, прие­мы перемещения по тексту.

· Редактирование данного текста: поиск и исправле­ние ошибок; разрыв строки, слияние строк.

· Сохранение документа на диске.

· Установка параметров формата: размеры долей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк.

· Работа с фрагментами: выделение фрагмента, пе­ремещение, копирование через буфер обмена. а Работа со шрифтами; установка типа шрифта, раз­мера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента.

· Поиск и замена.

· Работа в многооконном режиме; перемещение фраг­ментов между различными документами.

· Создание и редактирование таблиц.

· Формирование гиперссылок.

Тема «Текстовая информация и компьютер» занима­ет особое место в базовом курсе. Это первая прикладная тема. Здесь ученикам предстоит впервые самостоятельно создать небольшой реальный продукт с помощью компь­ютера — текстовый документ. Это обстоятельство, безу­словно, повышает мотивацию учеников к работе. На дан­ную тему в учебном плане выделяется 7-8 уроков. Это учебное время следует разумно распределить между тео­рией и практикой. Учитель не должен поддаваться напо­ру наиболее нетерпеливых учеников, не желающих слу­шать никаких объяснений и рвущихся скорее начать «нажимать клавиши». Опыт показывает, что большинст­во детей плохо воспринимают объяснения, сидя за рабо­тающим компьютером. Поэтому наиболее подходящий вариант организации занятий такой, когда объяснения учителя дети слушают, сидя за партами без машин, и лишь получив задания и четко уяснив, что требуется сде­лать, ученики садятся за компьютеры. Далее работа учи­теля переходит в режим индивидуального общения с уче­никами, консультаций, приема заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: