Заблуждение и ложь
Субъективное.
Элементы относительного и абсолютного
Субъективную и объективную стороны
Диалектико-материалистическое понимание истин
В истине различают:
1. Истина не существует помимо человека и человечества. Субъективна по форме.
2. Субъект задает и ракурс рассмотрения объекта. Это согласуется с принципом конкретности истины. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна:
а) объект меняется;
б) нас интересует какая-то одна сторона объекта;
в) надо конкретизировать условия существования объекта: время, место.
Объективное в истине (объективная истина) – э то определяемое объектом (объективной реальностью) содержание, которое не зависит от субъекта и его сознания.
Итак, истина субъективна по форме и объективна по содержанию.
2-й смысл субъективного – как искажающее объективную истину в гносеологическом образе.
Опыт показывает: человек достигает истину через заблуждение и ложь.
|
|
Заблуждение – такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.
Заблуждение обуславливается:
1. Сложностью реальности;
2. Неадекватностью принимаемых мер к ее исследованию;
3. Недостатком знаний, опыта;
4. Ограниченностью разума.
Наука демонстрирует ложные теории, как результаты заблуждений (геоцентрическая теория Птолемея, классическая механика Ньютона).
Ложь – нравственно-психологический феномен, сознательное искажение действительности, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Измышление того, чего не было, сокрытие того, что было.
Ложь чаще всего встречается в социальной действительности. Здесь надо быть особенно внимательным, исследовать не отдельные факты, а их совокупность.
Задача познающего субъекта – выделить объективное содержание и исключить субъективные искажения.
Может ли гносеологический образ выражать целиком объективную истину?
Истина рассматривается как процесс. Указанный вопрос встал, когда люди столкнулись с познавательной неисчерпаемостью мира (микромир и мегамир).
Наука – не склад готовых знаний, а бесконечный процесс их достижения, движение от менее полного знания к более полному. Относительная истина отражает объект не полностью – неполное знание о чем-либо. Предшествующая теория рассматривается в рамках последующей как относительная истина, как частный случай более полной.
Принятие относительной истины за абсолютную – заблуждение.
Абсолютная истина.
Первая трактовка абсолютной истины: истина очевидная, которую не опровергнуть последующим развитием науки, она обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
|
|
Вторая трактовка – исчерпывающее знание об объекте и мире. В данном контексте, она н епостижима. Состоит из суммы относительных, уходящих в бесконечность.
К относительной истине может примешаться заблуждение. Чтобы исключить его, следует применить принцип конкретности (задать ракурс рассмотрения объекта).
Объективная истина, абсолютная, относительная – разные аспекты истины.
Абсолютная истина существует:
1. В виде содержания относительных истин, не опровергаемых конкретных истин (например, то, что студенты сейчас сидят на лекции);