Специфика и методология научного познания
Художественное познание
В сравнении с научным, это ц елостное, а не расчлененное рассмотрение мира и человека. Мысль облекается в зримые художественные образы; происходит схватывание типичного через конкретные художественные образы.
Художник прозорливее ученого; ему доступны высшие истины, вопросы (художественная интуиция).
Еще одна черта художественного познания – самоочевидность полученных результатов.
Здесь силен субъективный момент, оригинальность выводов, запечатленных в художественных образах.
Научное знание в отличие от художественного и религиозного:
1. Охватывает относительно простое, что эмпирически доказуемо, укладывается в понятия;
2. Облекается в форму конкретных категорий и понятий;
3. Отличается универсальностью, отрицанием субъективного момента.
Эпистемология – теория научного познания.
Роль науки в современном мире:
с одной стороны, наука – основная производительная сила.
С другой – позитивистский оптимизм к XXI веку оказался исчерпан.
|
|
Наука – и система научных знаний, и социальный институт, включающий всю деятельность, связанную с выработкой этих знаний, включая материально-техническую базу, систему научных учреждений, приемы и методы научного познания.
Наука – это и совокупность разных наук.
Современная классификация наук (дает философия):
1. Естественные (предмет – природа); частный случай – технические;
2. Общественные (предмет – человек, общество). Частный случай – гуманитарные (связаны с человеком: образование, воспитание).
В зависимости от связи с практикой:
1. Фундаментальные (разрабатывают академические научные учреждения);
2. Прикладные (приближены к практике, разрабатываются ведомственными вузами, лабораториями).
Сердцевина науки – научные знания:
- Систематизированные;
- Объективно истинные, т.е.;
- Фактически (эмпирически) обоснованные;
- Логически не противоречивые;
- Выработанные в процессе профессиональной и научной деятельности;
- Имеющие важное теоретическое и практическое значение.
2 уровня научных знаний:
1. Эмпирический уровень;
2. Теоретический уровень.
Эмпирический уровень: опытные, экспериментальные данные науки, какие-то факты, результаты наблюдений, описаний, измерений.
Теоретический уровень – систематизированное знание, представленное научными теориями, концепциями, гипотезами, проблемными ситуациями и т.д.
Эмпирический уровень – факт. Факт – такое описание явлений и связей между ними, где максимально сняты субъективные наслоения; достоверная объективная информация о каких-то отдельных явлениях.
|
|
Теоретический уровень – теория. Теория – такое истинное знание, которое существует в виде замкнутой системы логически взаимосвязанных положений, отражающих и описывающих существенные (закономерные) общие и необходимые внутренние связи той или иной предметной области.
Эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны (на основе фактов формируются теории).
Процесс формирования:
1. Научная проблема (факты, которые не получают объяснений)
2. Гипотезы (предположения, попытки интерпретировать эти факты).
3. Теория – образуется из гипотезы, которая находит свое подтверждение практикой; она, в свою очередь, дает возможность открывать новые факты, которые подтверждаются.
Далее, растет объем фактов Þ новые гипотезы Þ новые теории Þ ¥.