Формы существования научного знания

Специфика и методология научного познания

Художественное познание

В сравнении с научным, это ц елостное, а не расчлененное рассмотрение мира и человека. Мысль облекается в зримые художественные образы; происходит схватывание типичного через конкретные художественные образы.

Художник прозорливее ученого; ему доступны высшие истины, вопросы (художественная интуиция).

Еще одна черта художественного познания – самоочевидность полученных результатов.

Здесь силен субъективный момент, оригинальность выводов, запечатленных в художественных образах.

Научное знание в отличие от художественного и религиозного:

1. Охватывает относительно простое, что эмпирически доказуемо, укладывается в понятия;

2. Облекается в форму конкретных категорий и понятий;

3. Отличается универсальностью, отрицанием субъективного момента.

Эпистемология – теория научного познания.

Роль науки в современном мире:

с одной стороны, наука – основная производительная сила.

С другой – позитивистский оптимизм к XXI веку оказался исчерпан.

Наука – и система научных знаний, и социальный институт, включающий всю деятельность, связанную с выработкой этих знаний, включая материально-техническую базу, систему научных учреждений, приемы и методы научного познания.

Наука – это и совокупность разных наук.

Современная классификация наук (дает философия):

1. Естественные (предмет – природа); частный случай – технические;

2. Общественные (предмет – человек, общество). Частный случай – гуманитарные (связаны с человеком: образование, воспитание).

В зависимости от связи с практикой:

1. Фундаментальные (разрабатывают академические научные учреждения);

2. Прикладные (приближены к практике, разрабатываются ведомственными вузами, лабораториями).

Сердцевина науки – научные знания:

- Систематизированные;

- Объективно истинные, т.е.;

- Фактически (эмпирически) обоснованные;

- Логически не противоречивые;

- Выработанные в процессе профессиональной и научной деятельности;

- Имеющие важное теоретическое и практическое значение.

2 уровня научных знаний:

1. Эмпирический уровень;

2. Теоретический уровень.

Эмпирический уровень: опытные, экспериментальные данные науки, какие-то факты, результаты наблюдений, описаний, измерений.

Теоретический уровень – систематизированное знание, представленное научными теориями, концепциями, гипотезами, проблемными ситуациями и т.д.

Эмпирический уровень – факт. Факт – такое описание явлений и связей между ними, где максимально сняты субъективные наслоения; достоверная объективная информация о каких-то отдельных явлениях.

Теоретический уровень – теория. Теория – такое истинное знание, которое существует в виде замкнутой системы логически взаимосвязанных положений, отражающих и описывающих существенные (закономерные) общие и необходимые внутренние связи той или иной предметной области.

Эмпирический и теоретический уровни взаимосвязаны (на основе фактов формируются теории).

Процесс формирования:

1. Научная проблема (факты, которые не получают объяснений)

2. Гипотезы (предположения, попытки интерпретировать эти факты).

3. Теория – образуется из гипотезы, которая находит свое подтверждение практикой; она, в свою очередь, дает возможность открывать новые факты, которые подтверждаются.

Далее, растет объем фактов Þ новые гипотезы Þ новые теории Þ ¥.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: