Подсистема жизнеобеспечения
Подсистема жизнеобеспечения, включающая жилищно-коммунальные услуги и продовольственное обеспечение, для мегаполисов приобретает все более важное значение по мере их развития и укрупнения. Достаточно сказать, что история развития таких мегаполисов, как Лондон и Рим начиналась с создания систем водопровода и канализации. Реформирование экономических основ ЖКХ Москвы и других мегаполисов России имеет принципиальное значение и должно отвечать требованиям обеспечения их экономической безопасности.
Актуальность продовольственной безопасности для мегаполисов обусловлена тем, что концентрируя мегаагломерации людей, они, как правило, не имеют своего сельскохозяйственного производства и полностью зависят от внешних поставок продовольствия.
Например, Москва в настоящее время закупает по импорту около 88% мяса, 67% растительного масла, 89% сливочного масла. Проблема обеспечения г. Москвы основными видами сельскохозяйственного сырья чрезвычайно сложна и решается Департаментом продовольственных ресурсов в рамках соответствующей программы. Агропромышленная программа предусматривает создание вокруг Москвы "продовольственного кольца", в котором должно развиваться мясное скотоводство (Калужская область), свиноводство (Ярославская область), птицеводство (Московская область), кормопроизводство (Московская и Калужская области), молочное производство (Смоленская область). Производство продовольственного зерна планируется организовать с хозяйствами Ростовской и Липецкой областей. Создание единого комплекса сельскохозяйственных, животноводческих перерабатывающих производств ОАО "Мосагропром" и хозяйств ряда регионов Российской Федерации позволит обеспечить гарантированное производство отечественных продуктов питания для москвичей. Очевидно, что обеспечение продовольственной безопасности – целевой критерий обеспечения экономической безопасности Москвы и других мегаполисов.
|
|
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, базовым условием эффективного развития экономики мегаполисов является безаварийное функционирование и расширенное воспроизводство транспортной подсистемы с учетом объективных и специфических особенностей формирования городских мегаагломераций. Основными направлениями деятельности органов городской власти в данной сфере являются развитие дорожно-транспортной сети, скоростных внеуличных видов транспорта, в т.ч. новых его видов (монорельсовый транспорт, скоростная транспортная система "город-аэропорты" и др.), создание парковочной сети в городе.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные системообразующие свойства.
2. В чем заключается свойство целеустремленности?
3. В чем заключается свойство интегративности?
4. В чем заключается свойство эмерджентности?
5. В чем заключается свойство синергативности?
6. Из каких основных элементов состоит СОЭБ?
7. Из каких основных элементов состоит экономическая система?
8. Сформулируйте основные стратегические цели обеспечения экономической безопасности?