Как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход к объяснению общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английским этнографом А.Рэдклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом.
Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру:
1) Так же, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм,состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.
2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности,где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.
|
|
4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность, главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.
По мнению Г. Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми»создает государство, «страх перед мертвыми»— церковь. Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.
Функционализм в социологии получил свое развитие в работах Р. Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г. Спенсером, Р. Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:
1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
2) Р. Мертон вводит понятие дисфункции,то есть разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональны по отношению к другим.
3) Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция — это следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция — это следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.
|
|
Значительным этапом в развитии методологии функционализма является структурный функционализм Т. Парсонса. С его точки зрения, любая общественная система имеет две основные ориентации, которые он называл «осями ориентации». Первая ось – внешнее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось – инструментальное-консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.
Из положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из четырех основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры.Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые институты и обычай, функцию воспроизводства структуры— система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.
Функционализм широко используется в эмпирических научных исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся иных методологических установок, подчеркивают три главных недостатка функционализма:
1) Внеисторический подход к изучению общества. Общество в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.
2) Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеоло-ическую ориентацию на стабильность, в то время, как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов.
3) Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.