Средние века

Философия средних веков, Возрождения и Нового времени.

· Характер и основные идеи философии средневековья.

· Гуманизм эпохи Возрождения.

· Философские пробемы эпохи Нового Времени и Просвещения.

Охватывают период с V по XVII век новой эры. Что характерно для эпохи средневековья?. Это же огромный пласт. Более тысячи лет. И тем не менее мы о ней очень мало знаем. И из истории и из событий которые происходили. И создаётся впечатление, что в Античности мысль бурлила, войны и т.д. А средневековье всё застыло и ничего не происходило. Но так не бывает. Конечно социальное время развивалось медленно. Но это эпоха становления первых социальных государств. Господство католической религии, монархий, становление российского государства, формирование его как единого государства. Переход от язычества к православию и т.д.

Что характерно для эпохи:

1. Господство феодализма как социально-экономической системы. Рабовладение показало свою неэффективность. Произошло освобождение рабов. Образование крестьян и феодалов. Крестьянин находился в собственности феодала. Феодал мог его продать, купить и т.д. Но не могу убить. Крестьянин мог иметь семью. И мог продать излишек. Появилась заинтересованность в увеличении производительности труда.

2. Становление государств, монархий и т.д.

3. Становление религии как ведущей формы общественного сознания. Утверждение власти католической церкви. Христианская религия существовала в двух основных формах. Католицизм и православие. Никейский собор.

Во-первых в силу господства церкви происходит отход от материалистической традиции Древней Греции. По существу запрет на материалистическое мировоззрение, и мощное усиление позиций объективного идеализма. Изменяется социальное назначение философии. Её задача - служение религии и философское обоснование религиозных догматов. В силу этого объектом философии становится священное писание – Библия, её толкование, её философское обоснование. Т.е. философия принимает форму патристики. Патристика представляет собой набор теологических учений, проповедуемых отцами церкви. Отсюда не случайно крупнейшие философы того времени являются одновременно и священнослужителями. И трудно сказать, кто они больше - священнослужители или философы. Это характерно для становления русского православия. Причём эта традиция затянулась вплоть до конца 19ого века.

Основные идеи патристики:

1) Идея теоцентризма. Бог – центр мироздания. Не небо, не природа, не космос, а Бог. Причём средневековье – период становления монотеистически религий. И Платон, и Аристотель выходили на идею монобожия. У них уже Бог выступал не как персонифицированное понятие к Зевсу, Нептуну и т.д. У них уже присутствует идея Бога вообще. Обличие этого Бога не нащупывалось. А вот христианство даже троичность Бога представило. Умом логически не понять. В это можно только верить. В этом отличие религии от рационального знания. Нужно в это верить.

2) Креационизм. От латинского creatio – творение. Суть идеи – всё есть творение Бога. Если философы искали субстанцию(то вода, то атом), то здесь нет никакой первоосновы. Всё есть творение Бога.

3) Бог постигается не познанием, а верой. Он открывает себя посредством божественной благодати. Т.е. он производит добро, он источник добра, всё лучшее в мире от Бога. Познание - есть два рода истины. Именно в философии Средних веков формируется учение о двойственной истине. Первый высказал эту идею Августин Блаженный. Он выдвинул концепцию двойственности истины. Есть истина веры, которая доступна далеко не всем и постигается лишь истинно верным людям. Она им открывается как божественная благодать. И истина разума – это то, что с помощью человеческого познания получается. Этой догмы сейчас придерживается церковь. Потому-то религиозные догматы не нужно доказывать - их нужно принимать. Церковь всё время стремится доказать что-то. Что был Иисус Христос например. Есть такая знаменитая Туринская Плащаница. В неё было завернуто тело Иисуса Христа. И созранилась эта ткань, которая воспроизводит на себе видимым оттиском тело Иисуса Христа. Но последние исследования показывают, что это где-то XIV век нашей эры. То есть ей не 2000 лет. Истины науки не могут противоречить истинам веры. Истины науки вторичны. Таким образом, Августин сформулировал «гармонию веры и разума». Есть понятие рационального, а есть понятие не рационального или иррационального. Это то, что за пределами человеческого разума находится. Но в то что же время церковь испытывала потребность в рациональном доказательстве, то есть в аргументах, идущих от человеческого мышления.

Фома Аквинский и богослов Ансельм Кентерберийский. Рациональное доказательство Бытия Божия. Оно строится таким образом: выдвигается тезис, и ему дается обоснование.

Например:

1) Всё имеет свою причину. Да, всё имеет свою причину – это бесспорный факт. Но что же имеет первопричину всего? Что же является «формой форм» (у Аристотеля так было)? Так вот Аквинский искал первопричину. И первопричина есть Бог. Это первый тезис.

2) Всё движется, все изменяется. А кто является перводвигателем? Так вот перводвигателем является Бог.

3) Мы видим, что в природе господствует необходимость. Необходимость смены времен года, суток. А кто породил и создал эту необходимость? Так вот сотворением этой первичной необходимости является Бог.

4) Мы, наблюдая мир, удивляемся царящей в прроде целесообразности. Природа устроена удивительно целесообразно. Так что является высшей целесообразностью? Бог.

5) Сранивая вещи мы сравниваем их по степени совершенства. Так что является высшей степенью совершенства? Бог.

5 доказательств, что Бог есть. Они на исключительно рациональных разумных тезисах построены. Можно ли опровергать целесообразность или тот факт что всё движется? Нет. Это такой способ доказательства Бытия Божьего.

Для Средневековья характерна схоластика. От греческого σχολαστικός — учёный школьный. Так вот в центре стоит проблема, доставшаяся от Платона, проблема универсалии – проблема общих понятий. Суть её в вопросе. Обладают ли универсалии собственным бытием или они просто напросто являются именами реально существующих вещей. Мир идей –мир вещей. Всё как у Платона.

Философы разделились на два лагеря. Реалисты. Подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Мир вещей нельзя назвать подлинным существованием. Мир вещей это слабые тени общих понятий. Всё прям как по Платону.

Вторые – номиналисты. Они противоположены в своей позиции реалистам и утверждают, что реально существуют только вещи. Не существует никакого мира общих понятий. А общие понятия - не что иное, как имена, которые мы присваиваем вещам. Эти имена присваиваются людьми предметам.

Конечно к реалистам ближе последние, но они перегибают палку. Мир идей ведь существует. Мир общих понятий – порождение людей. Он создан человеческой мыслью. Отсюда противопоставлять вещи и понятия не совсем рационально.

Такие две теории в рамках этой школы существовали. Например они иногда ставили дурацкие понятия. Сколько чертей может уместиться на кончике иглы. Эти вопросы в современной терминологии называются схоластическими.

Важнейшая проблема – проблема человека. Что говорят средневековые философы?

Человек – божественное творение.

1) В человеке есть две стороны. Душа и тело. Душа бессмертна и возвышена. Тело бренно. Тело - источник страстей, греховности, тело нужно содержать в строгости, смирении. Тело смертно, а душа бессмертна. Вот этот дуализм души и тела решается средневековыми философами так. Тело – вместилище бесов. Значит нужно наказать. Но душу не изобьёшь. Ну а лучше очистить тело. Душа не погибнет – бессмертна ведь, зато тело очистится.

2) Смысл бытия человека – служение Богу. Жить во имя Бога. Помнить о страшном суде, который ждет каждого из нас на небесах. И даже Лермонтов в своем послании на смерть поэта:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

3) Проблема свободы воли. Насколько волен человек? Человек - творение Бога, а человек совершает не свосем божественные поступки. Грешит и т.д. Почему же тогда, создавая его по своему образу и подобию, Он создал такое несовершенное творение? Значит, Бог где-то промахнулся, и за это Он должен нести ответственность. Помимо Бога и ангельского воинства существует Дьявол и падшие Ангелы. Которые являются совратителями. И вот человек есть арена борьбы между божественными призывами и дьявольскими силами. Человеку сообщены заповеди. Они вполне нравственны. Тебе они сообщены. Тебе игрехи сообщены. Ты предупреждён. Теперь тебе сообщено что хорошо, а что такое плохо. И теперь человек сам волен выбирать как себя вести. А выбор – действие души. Решает в конечном счёте человек. И он несёт ответственность за свои поступки. Тебе дали выбор, волю. В чью сторону ты делаешь выбор – за это ты и отвечаешь. Вот отсюда свобода воли. Они не решили до конца поставленные вопросы. Но этот вопрос был поставлен и это положитльно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: