Белинский

Добролюбов

Добролюбов. 25 лет прожил. Материального единство человека отстаивал. С теорией психофизиологического параллелизма рассматривал. Конечно, эта точка зрения преодолена. Наше физическое состояние влияет на наше психическое состояние и наоборот. В частности Добролюбов боролся против этой проблемы. Был диалектиком. Но 25 лет прожил и всё.

Будучи сторонником материалистического сенсуализма. Познание окружающего мира путем чувственного познания. В след за Бэконом преувеличивал чувственность познания.

Белинский более других коснулся гносеологической проблематики. В противоречие Канту, он полагал, что пределов познания не существует. В этом отношении с Чернышевским взгляды совпадали. И о Писареве и Новикове стоило бы сказать. Для них для всех проблема социального устройства, бытия была первичной проблемой, определяющей.

Отсюда можем несколько черт указать присущих русской философской мысли

1) Достаточная устойчивость материалистической традиции в русской философской мысли с середины 18 по середину 19 века.

2) Прогрессивный, и в то же время противоречивый характер развития русского материализма, выражающийся в том, что он все больше отходил от метафизического взгляда на мир и в нем все больше утверждался диалектический взгляд на природу и на общественный мир.

3) Гносеологическая и социальная оптимистичность русской философской мысли. Убежденность в безграничности познавательной и преобразовательной способности человека. Вера в то, что будущее России впереди.

4) Постоянная ориентация философского материализма на практику, на опыт. На опыт в изучении природы, в изучении общества. На совершенствование общественной жизни.

5) В целом атеистическая направленность русского материализма. Он всегда служил определенным оплотом борьбы с религией.

6) Связь с революционно демократическими движениями в России. За это огребли. Писарев сидел в тюрьме. Новикова и Чаадаева объявили сумасшедшим.

7) Органическая связь русской философской мысли с материалистическими течениям на западе. В связи с этим русские материалисты и были теми, кто занял позицию под названием западники в русской философии. Центральной проблемой стояла проблема выбора пути развития. По пути Петра. Западные ценности, западное устройство. Или по пути своеобразному. Вытекающему из географического положения, менталитета, опоры на веру и т.д. Вот тогда и возникло едва направления западники и славянофилы. Кто к последним относился?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: