Индивид. Индивидуальность. Личность

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Индивид – человек как представитель вида Homo Sapiens.

Индивидуальность – совокупность любых психологических характеристик, которые отличают одного человека от другого. Характеристика должна иметь психологическую природу и индивидуально варьировать, иначе она не характеризует индивидуальность.

Личность (в узком смысле слова). Определения не существует, но есть несколько характеристик:

- личность не сводится к природным (биологическим предпосылкам);

- необходимым условием для формирования личности является социальное окружение;

- прижизненное образование (человек от рождения личностью не является).

Классическое определение: личность – совокупность способов поведения, типичных для человека и выработанных им при жизни.

Субъект – обобщающее понятие для понятий индивид, индивидуальность, личность (по В.В. Петухову)

Субъект – внутренние условия осуществления деятельности (по С.Л. Рубинштейну). Деятельность – то, что осуществляется в результате столкновения некоторых внешних условий среды и некоторых внутренних условий; т.е. поток активности зависит от внешних условий (природной и социальной среды) и внутренних условий, образуется взаимодействие этих условий.

Свойства субъекта (по В.В. Петухову):

- активность;

- способен к саморазвитию и самоизменению;

- множественность (субъект не тождествен самому себе).

Условия существования субъекта (по В.В. Петухову):

- природа;

- общество;

- культура.

Одновременно – это источники, благодаря которым развивается личность.

Человек как природный субъект – индивид, носитель генотипа.

Человек как общественный субъект – субъект социума, член общества, который является носителей социальных норм, способов поведения и представлений, принятых в данной социальной группе.

Человек как культурный субъект – субъект культуры, человек, который способен к самостоятельному ответственному принятию решений на основании общечеловеческих культурных норм.

Три объема понятия личности (по В.В. Петухову):

1 объем включает в себя все три уровня субъектности, отвечает всем условиям существования субъекта. Человек характеризуется любыми различиями.

2 объем уже и включает в себя социального и культурного субъекта. Это образование, которое формируется под воздействием социального окружения и исключает все природные характеристики (идет от Е.Н. Леонтьева).

3 объем (в узком смысле слова) – человек как субъект культуры. Только это и может называться личностью, с точки зрения В.В. Петухова.

В психологии существует два основных подхода к изучению личности (по В.В. Петухову):

Вопросы Диагностико-коррекционный подход Конструктивный подход (в принципе, то же, что гуманистический)
Что является единицей для изучения личности? Наличные свойства человека (черты). Чтобы описать личность, нужно перечислить, какими чертами она обладает. Структурный подход Черта с точки зрения ее происхождения. Черта – способ разрешения какого-то конфликта, она несет какую-то определенную функцию. Функциональный подход.
Каково происхождение черт личности? Существуют два типа условий, которые формируют личность: природные предпосылки и некоторые социальные условия, которые способствуют или препятствуют развитию определенной черты. Человек сам конструирует черты своей личности. От способа решения конфликта, зависит, какая черта разовьется.
Каковы способы работы психолога с людьми? Диагностика личностных черт (в процессе терапевтической беседы, тестов и т.д.) и коррекция Психологическое консультирование (термин Карла Роджерса, основателя гуманистической психологии), т.е. помощь в развитии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: