ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Индивид – человек как представитель вида Homo Sapiens.
Индивидуальность – совокупность любых психологических характеристик, которые отличают одного человека от другого. Характеристика должна иметь психологическую природу и индивидуально варьировать, иначе она не характеризует индивидуальность.
Личность (в узком смысле слова). Определения не существует, но есть несколько характеристик:
- личность не сводится к природным (биологическим предпосылкам);
- необходимым условием для формирования личности является социальное окружение;
- прижизненное образование (человек от рождения личностью не является).
Классическое определение: личность – совокупность способов поведения, типичных для человека и выработанных им при жизни.
Субъект – обобщающее понятие для понятий индивид, индивидуальность, личность (по В.В. Петухову)
Субъект – внутренние условия осуществления деятельности (по С.Л. Рубинштейну). Деятельность – то, что осуществляется в результате столкновения некоторых внешних условий среды и некоторых внутренних условий; т.е. поток активности зависит от внешних условий (природной и социальной среды) и внутренних условий, образуется взаимодействие этих условий.
|
|
Свойства субъекта (по В.В. Петухову):
- активность;
- способен к саморазвитию и самоизменению;
- множественность (субъект не тождествен самому себе).
Условия существования субъекта (по В.В. Петухову):
- природа;
- общество;
- культура.
Одновременно – это источники, благодаря которым развивается личность.
Человек как природный субъект – индивид, носитель генотипа.
Человек как общественный субъект – субъект социума, член общества, который является носителей социальных норм, способов поведения и представлений, принятых в данной социальной группе.
Человек как культурный субъект – субъект культуры, человек, который способен к самостоятельному ответственному принятию решений на основании общечеловеческих культурных норм.
Три объема понятия личности (по В.В. Петухову):
1 объем включает в себя все три уровня субъектности, отвечает всем условиям существования субъекта. Человек характеризуется любыми различиями.
2 объем уже и включает в себя социального и культурного субъекта. Это образование, которое формируется под воздействием социального окружения и исключает все природные характеристики (идет от Е.Н. Леонтьева).
3 объем (в узком смысле слова) – человек как субъект культуры. Только это и может называться личностью, с точки зрения В.В. Петухова.
В психологии существует два основных подхода к изучению личности (по В.В. Петухову):
|
|
Вопросы | Диагностико-коррекционный подход | Конструктивный подход (в принципе, то же, что гуманистический) |
Что является единицей для изучения личности? | Наличные свойства человека (черты). Чтобы описать личность, нужно перечислить, какими чертами она обладает. Структурный подход | Черта с точки зрения ее происхождения. Черта – способ разрешения какого-то конфликта, она несет какую-то определенную функцию. Функциональный подход. |
Каково происхождение черт личности? | Существуют два типа условий, которые формируют личность: природные предпосылки и некоторые социальные условия, которые способствуют или препятствуют развитию определенной черты. | Человек сам конструирует черты своей личности. От способа решения конфликта, зависит, какая черта разовьется. |
Каковы способы работы психолога с людьми? | Диагностика личностных черт (в процессе терапевтической беседы, тестов и т.д.) и коррекция | Психологическое консультирование (термин Карла Роджерса, основателя гуманистической психологии), т.е. помощь в развитии. |