ЛЕКЦИЯ № 9
Пьер Бурдье (1930 – 2002 гг). Родился на границе с Испанией. В семье железнодорожного чиновника. Слушал Леви – Стросса и Фуко в Сарбоне.
Он не просто разрушитель, он созидатель в практике. Занимался полевыми исследованиями в Алжире. Опыт работы. Идеи прямо из практики.
Язык – структура кодирования, речь – реальная жизнь. Гимнаст не геометр. С точки зрения объективизации все дороги должны быть красными, как на карте. Дорога это ритм переживание, не линия.
Теория – спектакль, который мы наблюдаем снаружи. Практика – другое, когда мы внутри. Конфликт – этнограф приезжает к изучаемому со своими задачами – у него в принципе другое отношение к реальности. Все обряды как будто для науки. Эгоцентризм этнолога. Этнограф считает долгом интерпретировать обряд, найти логику. А обряд происходит по другой причине – потому что надо, ради удовольствия и т. д..
Практика всегда дологична. Исследователь думает, что это надо. Но зачем это?
Для этнологии крайне важно избавиться от мышления мыслителя, потому что они не мыслители, а практики.
|
|
Для этого нужна этнология понимания. Необходимо отказаться от некоторых вещей – говорить о народе и от лица народа. Эта игра используется для какой либо идеологии.
Этнология должна выработать систему ценностей на себе самой. Понять саму себя.
Этот менталитет и традиции, которые вырабатывает этнограф не важно для народа. Принцип «мой народ», типо «моя вещь».
Этот объективизм вносит в мир эффект, который делает науку не практичной. Эти теории не жизненны.
«Opus operatum» и «modus operandi» - изнутри и как я действую.
Его смущало бесполезность этнографии. Особенно поразило открытие, которое ему помогли сделать кабилы – необязательно запрограммированными родственными системами структуру.
Родство не структура – специфические отношения (похороны, свадьба).
Этнограф должен встать на позицию ученого незнания. Все вариации частности и отбрасывание метаидей. Соотношения не должны быть посторонними и без логики. Землепашец глазами землепашцами, а не глазами этнографа.
Важное правило, особенность дологичной практике – в точности времени. Теория практики темпоральна. Нет и не должно быть опоздания. Только точно. Временной контент абсолютно важен.
Время не то что идет, а то что происходит. Научные теории условны.
Леви – Стросс критикует Мосса за труд О Даре – там функциональное мышление, говорил Бурдье, и это лучше. Мы дарим иногда не просто, а выбираем достойную вещь ситуации и т. д. Дар о даре – он должен быть уместен.
Женская доблесть – стыд, скромность. Мужская доблесть – движение к людям открытость.
|
|
Бурдье нравится когда историки с чувством рассуждают о истории. Ему не важен обряд, а какое то действие – это и есть ценность. Тело верит в то, что играет. Мы движением тела помним больше, чем при помощи логики.
Позиция «габитус» - унаследованная манера, привычка. Первым употребил Мосс. Вне логики практикуемое действие, который способен действовать внутри человека сам по себе. На уровне подсознания. Поведенческие модули вправленные в систему поведения. Это приемы и стратегии складывающие и действующие внутри вас.- Структурирующие структуры.
Женщина – скромная, но хранит в себе стратегии – молчит, но чувствует. Интуитивная ориентация в жизни.
Школьный и уличный габитус. Люди с аналогичными габитусами находят и любят друг друга – особенно политика. Люди создают союзы на основе габитуса. Поиск похожего себе.
Габитус важная часть поведения. Действуя изнутри мы начинаем понимать – интуиция, алгоритмы поведения связывающие людей.