Область применения
Введение
Модель бизнес-процессов
Для представление модели бизнес-процессов будем использовать методологию BPMN.
BPMN (Business Process Modeling Notation) – графическая нотация для моделирования бизнес-процессов. BPMN была разработана Business Process Management Initiative (BPMI) и поддерживается Object Management Group (OMG, https://www.omg.org/spec/BPMN/ – стандарты BPMN), после слияния организаций в 2005 году. Версии BPMN:
- BPMN 1.1 – январь 2009;
- BPMN 1.2 – январь 2009;
- BPMN 2.0 Beta 2 – май 2010.
BPMN – стандарт для моделирования бизнес-процессов, описывает графическую нотацию для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес процессов (ДБП), похожих на диаграммы деятельности (Activity Diagrams) из UML. BPMN ориентирована как на технических специалистов, так и на бизнес пользователей. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Кроме того, спецификация BPMN определяет, как диаграммы, описывающие бизнес-процесс, могут быть трансформированы в исполняемые модели на языке BPEL.
Основная цель BPMN – создание стандартной нотации понятной всем бизнес-пользователям. Бизнес-пользователи включают в себя:
- бизнес-аналитиков, создающих и улучшающих процессы;
- технических разработчиков, ответственных за реализацию процессов;
- менеджеров, следящих за процессами и управляющих ими.
Следовательно, BPMN призвана служить связующим звеном между фазой дизайна бизнес-процесса и фазой его реализации.
BPMN поддерживает лишь набор концепций, необходимых для моделирования бизнес-процессов. Моделирование иных аспектов, помимо бизнес-процессов, находится вне зоны внимания BPMN. Например, моделирование следующих аспектов не описывается в BPMN:
- организационная структура;
- функциональный анализ;
- модель данных.
Несмотря на то, что BPMN позволяет моделировать потоки данных и потоки сообщений, а также ассоциировать данные с действиями, она не является схемой информационных потоков.
Моделирование в BPMN осуществляется посредством простых диаграмм с небольшим числом графических элементов. Это помогает пользователям быстро понимать логику процесса. Существует четыре основные категории элементов:
- объекты потока – основные графические элементы для определения поведения бизнес-процесса (события, действия и логические операторы);
- соединяющие объекты: поток управления, поток сообщений и ассоциации;
- роли: пулы и дорожки
- артефакты: данные, группы и текстовые аннотации.
Элементы этих четырёх категорий позволяют строить простейшие диаграммы бизнес-процессов. Для повышения выразительности модели спецификация разрешает создавать новые типы объектов потока управления и артефактов.