Артикуляторная характеристика звуков речи
Фонетика
Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Существует несколько подходов к звукам речи:
1.артикуляторный (классификация звуков речи по способу их артикуляции);
2.акустический (характеризует звук речи, как физическую единицу: рассматривается высота звука, его сила или громкость, тембр, частотные характеристики);
3.лигвистический (звук рассматривается, как минимальная значимая единица языка, как минимальная часть лингвистической системы).
Гласные звуки характеризуются по трем основным признакам: по ряду, по подъему и огубленности (два звука: «у» и «о»).
Ряд/подъем | Передний | Средний | задний |
верхний | и | ы | у |
средний | э | о | |
нижний | а |
Треугольник Л.В. Щерба.
Ряд – движение языка внутри ротовой полости вперед и назад.
Гласные переднего ряда: «и» и «э».
Гласные заднего ряда: «у» и «о».
Гласные заднего ряда: «ы» и «а».
Подъем – это движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости.
|
|
Гласные верхнего подъема: «у», «и», «ы».
Гласные заднего подъема: «а»
Гласные среднего подъема: «э»
Согласные звуки характеризуется по 4 признакам:
1.соотношение шума и тона;
Согласные, в которых присутствует только шум, - глухие согласные.
Согласные, в которых присутствуют и шум и тон, но шум преобладает над тоном, называют звонкими шумными согласными.
Сонорные согласные (согласные, в которых тон преобладает над шумом): «л», «м», «р», «н» и их мягкие варианты и «й».
2.место образование;
Губные согласные (губно-гбуные: «б», «п», «м» и они же мягкие; зубно-зубные: «в», «ф» и они же мягкие) и язычные (заднеязычне: «к», «г», «х» и их мягкие пары; среднеязычные: «й»; с помощью кончика языка: все остальные).
3.способ образования: смычные(взрывные: «п», «б», «м», «д», «т», «н», «г», «к» и мягкие аналоги; аффрикаты: при произношении аффрикаты преграда разрывается частично: «ц», «ч»), щелевые(«в», «ф», «з», «с», «ж», «х», «л», «й» и их мягкие пары), дрожащие («р», «рь»).
4.наличие или отсутствие палатальной артикуляции – это приподнимание средней части спинки языка к среднему небу: мягкие звуки и твердые звуки.
Умения, необходимые при конспектировании:
1.умение сокращать слова: сохранять первые буквы, сокращать только до согласной; однозначное сокращение; малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью; целесообразно использовать различные виды сокращенной записи.
2.умение сокращать предложения: выкинуть лишнее; трансформировать: лексическая, грамматическая, лексико-грамматическая, логико-смысловая.
3.умение сокращать текст целиком;
|
|
4.оформление конспекта:
-полностью указывать выходные данные первоисточника (автор, название статьи и т.д. все полностью);
-оставлять поля не менее 1/3 объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;
-сохранять заголовки, нумерацию полностью;
-цитаты и выписки заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника.
16.09.11
1.Рефера т - форма самостоятельной учебной деятельности - рассуждение на определенную тему на основе обзор литературы, док-во или опровержение какой-то главной мысли, в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. (объём 10-15стр)
2.Реферат – краткое изложение содержания научной статьи, книги или её части.
3.Реферат – составная часть курсовой работы (краткое описание содержания работы)
Порядок работы над рефератом:
1.отбор материала
- Отбираем только ту информ., которая непосредственно касается темы реферата.
–Лишняя информ. В реферат не включается (лишнее можно перенести в приложение)
2.группировка материала
Принципы группировки:
-Принцип подчинения – материал одного источника подробно раскрывает одну из тем, затронутых в другом источнике, развивает и конкретизирует её. Более подробно этот вопрос рассматривается в работе; Детали этого процесса описаны(кем?);Конкретный пример этого явления проанализирован в статье..
-Принцип соединения – материалы двух источников раскрывают одноуровневые понятия, два разных аспекта тему, не пересекаясь между собой. Причины этого явления изучены автором в статье; Исследованию перспектив развития этой проблемы посвящена работа…
- Принцип противопоставления – материалы двух источников представляют две точки зрения на одно явление, проблему. Другую точку зрения на…высказывает(предлагает) автор в работе..;
3.языковое оформление материала
-Цитирование. «текст»[Иванов, 2001,с.5 ]
-Пересказ. текст [Иванов, 2001,с.5-10]
-Трансформация. текст [Иванов, 2001,с.5-10]
4.окончательное оформление материала
-Вступление (почему я выбрала эту тему, цель и задачи)
-Заключение (итог и выводы)
-Титульный лист
-Список литературы
Список использованной литературы без точки
1.Фамилии авторов по алфавиту.название книги без кавычек. Место издания без кавычек.: Название издательства, год издания.
2.ФИО.название статьи//название журнала,газеты без кавычек.Год издания.Номер журнала.Страницы.
-Редакция текста
Почепцов Г.Г. Изучение слухов//паблик релейшнз для профессионалов+все сначала ещё раз
Ширяев о.слухи встали на службу бизнесу//
Слухи в бизнесе только.
Стр 239 4абзац
Стр 243 пример открытой политики
(23.09.11)
Лингвистическая характеристика звуков речи. Л3
Фонема - кратчайшая, линейно неделимая единица языка, потенциально связанная со смыслом, способная составлять и дифференцировать звуковые оболочки слов.
Одна и та же фонема может по-разному реализовываться с точки зрения акустики и произносительного аппарата.
Аллофоны – это вариант фонемы, обусловленный различием фонетических условий. Аллофоны делятся на:
-позиционные (зависят от позиции фонемы в слове)
-комбинаторные (зависят от соседства с другими фонемами)
Позиционные аллофоны обусловлены расположением фонемы к ударному слогу, позицией в начале или в конце слова.
Комбинаторные аллофоны связаны с произношением тех или иных соседних звуков.
Фонемы отличаются друг от друга по дифференциальным признакам, которые зависят от артикуляторной характеристики.
Дифференциальные признаки зависят от языковой системы.
Сильная позиция фонемы – это позиция, в которой фонема обладает максимальной различительной способностью.
|
|
Слабая позиция фонемы - эта позиция, в которой фонема обладает минимальной различительной способностью.
(Московская)МФШ - определяет фонему в слабой позиции по принадлежности к определенной морфеме.
(Ленинградская)ЛФШ – как слышим, так и пишем транскрипцию
(Пражская)ПФШ - фонема в слабой позиции артофонема
Суперсигментные единицы - добавочные. К ним относят слог, такт и фразу. Они не существуют отдельно от линейных единиц(фонем) и произносятся вместе с ними.
Слог- это отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется по сравнению с соседними предшествующих и последующих.
Лекция 4
Суперсегментные единицы – добавочные к звукам речи(фонемам):
-слог – отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.
-такт-группа слогов, объединенная одним ударением(совпадает со словом или группой знаменательная + служебная часть речи)
-фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией.
НЕ существует отдельно от линейных единиц(фонем) и произносятся вместе с ними.
Основные теории слововыделения:
1.Экспираторная (чтобы вычислить границу слога, необходимо определить момент выдыхательного толчка)
2.Теория мускульного напряжения (один слог - один импульс мускульного напряжения)
3.Сонорная теория (граница слога определяется восходящей или нисходящей звучностью)
4. Теория открытого слога(граница слогов-после гласного с двумя исключениями: 1)абсолютный конец слова – единый слог; 2)слоги, заканчивающиеся на звук j –примыкание к гласной
УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов различными фонетическими средствами:
1.сила выдоха
2.долгота/краткость
3.особенности движения голоса
В русском языке ударение количественно-динамическое (без особенностей движения голоса)---артикуляторная хар-ка.
С грамматической точки зрения(лингвист.) русское ударение является свободным и подвижным.
|
|
Свобода ударения – возможность выделения гласного в любом месте слова.
Подвижность ударения – при словоизменении место ударения может так же меняться.
3 акцентных типа слов:
Тип А (ударение неподвижное, всегда на основе слова)
Тип В (ударение неподвижное, всегда на окончании слова)
Тип С (подвижное ударение)
Акцентный тип слова определяют у существительных с учетом форм, числа и падежа; у прилагательных - рода, числа и падежа, отдельно для кратких, отдельно для полных форм; у глаголов – числа, рода, лица, отдельно для форм настоящего и/или будущего времени, отдельно – прошедшее времени.
07.10.11 ЛЕКция 5
Фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, иногда с увеличением силы ударения, убыстрением или замедлением темпа речи. Выделяют 7 основных интонационных конструкций (ИК). Каждая ИК характеризуется спецификой движения голоса и общим значением.
ИК 1 – голос плавно движется вниз, наибольшее падение происходит на интонационном центре, общее значение конструкции – сообщение информации (повеств, невоскл предл)
ИК 2 – голос резко падает на интонационном центре, далее - на максимально низких тонах (вопросительное предл с вопрос словом)
ИК 3 – на интонационном центре голос сначала поднимается вверх, потом падает вниз (плавно – вопрос предлож без вопрос слова)
ИК 4 – на интонационном центре голос сначала плавно падает вниз, а потом поднимается. Фраза завершается на максимально высоких тонах (интонация незавершенного предлож)
ИК 5 – на интонационном центре голос резко поднимается вверх, резко падает и после паузы опять осуществляет падение сверху вниз (интонация оценки – чаще неодобрительно)
ИК 6 – на интонационном центре голос плавно повышается, фраза продолжается на максимально высоком тоне (интонация удивления, недоумения)
ИК 7 – на интонационном центре голос повышается, потом пауза и достаточно резкое падение сверху вниз (восклицательное предлож)
Графика и орфография.
Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита.
Орфография – совокупность правил отображения морфем или слов.
Графика. Основной принцип русской графики – слоговой – основной единицей языка является слог, а не буква
Основные правила русской графики:
1. Отображения твердости/мягкости согласных. Твердость согласных отображается на письме сочетанием согласной буквы с буквами «а, о, у, ы, э» или отсутствием буквы после согласной. Мягкость обозначается сочетанием с буквами «я, ё, ю, и, е, ь».
2. Отображения звука |j| (й). Может быть отображена 2 способами: гласными (е, ё, ю, я)- указывают на звук в начале слова/после гласных/после разделительных ь и ъ (+и); или буквой й – во всех остальных случаях.