Рождаемость
На сегодняшний день в России суммарный коэффициент рождаемости (количество детей у одной среднестатистической женщины репродуктивного возраста) – составляет 1,34, тогда как для достижения уровня простого воспроизводства он должен быть не менее 2,15. Причем этот необходимый уровень не обеспечивается в России уже сорок лет. По данным последней переписи, всего 3% семей в России имеют трех и более детей.
Среди самых неблагополучных с точки зрения естественного прироста населения субъектов Федерации были практически все области Центрального ФО: Московская, Воронежская, Тульская, Тверская, Владимирская, а также Северо-Запад во главе с Санкт-Петербургом.
Естественный прирост наблюдался: Дагестане, Чечне, Ингушетии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии и в северных районах: Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Якутии и на Чукотке. Это объясняется тем, что на севере страны более молодая структура общества, там маленькая доля стариков. Это связано с тем, что оттуда всегда уезжали пенсионеры, поселяясь в Краснодарском крае или на Ставрополье. Кроме того, в регионы, где сильно развита нефтегазовая промышленность и высокие зарплаты - съезжаются молодые.
Во всех областях Центральной России, наоборот, преобладает достаточно старое население. Именно здесь проживает максимальное число тех людей, кому за семьдесят.
Что же касается Дагестана, Чечни и Ингушетии, то там рождаемость намного выше (коэффициент рождаемости равен 2,02). Рождение трех-четырех детей в семьях пока является нормой. Высокий уровень рождаемости на Северном Кавказе связан с определенными традициями, культурой многоженства, законами ислама.
Возросла численность населения в 21 регионе страны. В Республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе заметное увеличение числа жителей (на 1,4-0,5%) обеспечили как естественный, так и миграционный прирост.
Средняя продолжительность жизни мужчин в стране составляет сейчас 59 лет, для женщин - 72 года. Самая низкая продолжительность жизни отмечается в Республике Тыва.
Падение продолжительности жизни мужчин охватило 94% территорий. Для женщин соответствующий показатель равен 86%.
За последние десять лет число жителей сократилось в 69 субъектах РФ. Наиболее высокие показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) наблюдаются в Центральном и Северо-Западном округах, большинстве регионов Центрально-Черноземного района. Наиболее серьезная ситуация сложилась в Чукотском автономном округе, где численность населения уменьшилась на 52% (на 78,3 тыс. чел.). Значительные потери отмечаются в Магаданской области (на 38%), Эвенкийском автономном округе (на 28-29%). Причинами этого являются высокая доля горожан в общей численности населения, высокая доля лиц пенсионного возраста, падение уровня жизни. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Дальневосточном и Южном округах. В первом наблюдается преобладание молодежи в структуре населения, во втором – преобладание этносов с высокой рождаемостью. Миграция (механическое движение расселения) Россия стоит перед лицом острого демографического кризиса - в предстоящие 50 лет ее население может сократиться вдвое. Единственное решение - стимулировать приток молодых иммигрантов из соседних перенаселенных азиатских государств-соседей, например, Китая. Однако густонаселенный сибирский сосед - Китай вызывает страх. По оценкам специалистов, в России уже живет и работает примерно 200 тыс. китайцев, занятых в основном в торговле и малом производстве. Эксперты считают опасным приглашать китайских рабочих на заброшенных крестьянских хозяйствах в Сибири или находящихся в депрессии российских городах. После распада СССР в Россию перебрались свыше 880 тыс. вынужденных переселенцев и 80 тыс. беженцев. Из них около 500 тыс. прибыли из стран СНГ. За 2009г. число мигрантов внутри России сократилось на 226,6 тыс.человек, или на 11,7% по сравнению с предыдущим годом. По данным ФМС России, на 1 января 2010г. в стране насчитывалось 58,0 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Более 35% из них (20,5 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 12% (7,2 тыс.) - Узбекистана, 5% (3,2 тыс.) - Таджикистана. Почти 12,0 тыс.человек (21%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой. Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по всем субъектам Российской Федерации. Наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев выбирали новым местом жительства Республику Северная Осетия - Алания (10,9 тыс.человек), 6,0 тыс. - Республику Ингушетия, 2,9 тыс. - Белгородскую область, от 2,1 тыс. до 1,7 тыс. - Самарскую область, Краснодарский край, Оренбургскую область, Ставропольский край, от 1,4 до 1,2 тыс. - Нижегородскую область, Алтайский край, Кемеровскую, Волгоградскую и Новосибирскую области. |
Вывод:
Все основные экономические районы России по вкладу двух основных составляющих рост /убыли населения можно разделить на 4 группы:
1.Районы с положительным значением как естественного движения, так и миграций (только один – Северокавказский).
2.Район с отрицательным значением естественного прироста, но положительной миграцией (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный, Поволжье).
3.Районы с положительным значением естественного прироста, но отрицательной миграцией (Сибирь, Дальний Восток).
4.Районы с отрицательным приростом и миграцией (Север и Северо-запад).
Таким образом, наиболее демографически неблагоприятными территориями являются Центральный, Северо-Западный и Дальневосточный округа с наибольшей убылью и сохранением тенденции "старения" населения.
К относительно демографически благоприятным регионам будут относиться Южный и Уральский округа, вследствие наименьшей естественной убыли населения, высокой рождаемости, низкой смертности, наибольшей продолжительности жизни населения.
14. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Региональная политика в сфере малого предпринимательства (МП) в РФ предполагает перенос центра тяжести на региональный и местный уровни с концентрацией на федеральном уровне вопросов согласования интересов регионов в рамках единой государственной политики.
Конкретный механизм поддержки МП, а также приоритеты этой поддержки формируются в каждом регионе в соответствии с экономической ситуацией.
Право выработки и реализации региональной политики поддержки МП даносубъектам Федерации на условиях соблюдения ими паритета между предоставленной властью и обязанностью исполнения федерального законодательства.
На уровне региона определяется приоритетность поддержки, обеспечивается финансово-кредитная, организационная и инфраструктурная помощь малому бизнесу, а также адаптируются для местного уровня управления формы и методы поддержки малых предприятий, применяемых за рубежом и в других регионах России.
Региональная политика поддержки МП представляет собой совокупность взаимно дополняемых целей и задач, вытекающих из принятой концепции социально-экономического развития региона.
Предметом региональной политики является процесс формирования региональной системы поддержки МП.
При разработке региональной политики поддержки малого бизнеса следует руководствоваться следующими основными принципами:
- целенаправленности и комплексности мер воздействия;
- ориентации на реальные экономические возможности территории и внешние условия;
- открытости при разработке и реализации политики (полная и гласная информация о содержании конкретных мер помощи и условий доступа к ним; публичная отчетность о состоянии малого бизнеса, использовании выделенных на его поддержку средств и деятельности соответствующих государственных институтов);
- гибкости системы приоритетов и разнообразию форм государственной поддержки;
- упрощения и дебюрократизации управленческих процедур в отношении малых предприятий.
Этапы разработки и реализации региональной политики поддержки малого предпринимательства представлены на рисунке.
На 5-ом этапе формирования региональной политики поддержки МП происходит выбор механизмов, посредством которых будут осуществляться прямые и косвенные методы государственного воздействия. Основными из них являются: самостоятельная нормативно-правовая база, специальные программы поддержки МП и сеть специализированных институтов.
Самостоятельная региональная нормативно-правовая база, развивающая, дополняющая и конкретизирующая нормы федерального законодательства, определяет специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства на территории, регулирует формы, методы его поддержки и процедуры принятия решений.
Специальные программы непосредственно ориентированы на оказание селективной помощи утвержденной группе предприятий или предприятиям конкретной отрасли. Как правило, предприятия, занимающиеся одинаковыми видами деятельности, либо принадлежащие к определенной группе, испытывают одни и те же проблемы. Это позволяет по каждому такому приоритету разработать свои реальные программы поддержки:
· финансово-кредитной (льготное кредитование, предоставление поручительств и гарантий под кредиты коммерческих банков и инвесторам, погашение банковских процентов при финансовом лизинге);
· фискальной (налоговые послабления);
· производственной (предоставление муниципального заказа, льготной аренды нежилых помещений, земельных участков);
· социальной (поддержание социальной сферы предприятий);
· организационной (обеспечение оптовой реализации продукции, содействие ее интеграции в другие регионы, повышение квалификации кадров, проведение выставок-ярмарок).
Перечисленные программы включаются в комплексную региональную программу поддержки МП в виде подпрограмм.
Для осуществления государственной поддержки МП на региональном уровне в составе исполнительных органов управления субъектов федерации создаются специализированные подразделения (комитеты, департаменты, отделы). Их деятельность строится с учетом единого подхода к взаимодействию с различными организациями, обеспечивающими поддержку малых предприятий.
Важным механизмом реализации региональной политики поддержки МП является сеть специализированных институтов, включающая: объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса, созданные и действующие при государственном участии, общественные объединения и организации предпринимателей, органы государственной власти и управления региона.
Обобщающим показателем эффективности региональной политики поддержки МП является превышение совокупности результатов, получаемых от реализации политики (от реализации экономических целей политики) над совокупными затратами в течение всего срока ее выполнения.
К сведению: Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
В свою очередь на муниципальном уровне структуры поддержки малого предпринимательства действуют в следующих направлениях:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- проведение маркетинговых исследований;
- информационное обеспечение;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- сдача в аренду (на льготных условиях) офисных и производственных помещений;
- содействие в получении инвестиций и кредитов и целом ряде других.
Выделяют различные типы инфраструктуры:
Бизнес-школами (БШ) называются структуры, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей малых предприятий, специалистов для малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и проч.), безработных и других граждан, желающих создать собственное дело, государственных и муниципальных служащих, ответственных за развитие малого предпринимательства.
«Учебно-деловые центры» (УДЦ) по свои задачам имеют сходные функции с бизнес-школами, однако, как правило, в большей степени нацелены на реализацию образовательных программ, в отличие от бизнес-школ значительное внимание уделяют консалтинговому и организационному сопровождению проектов.
К бизнес-инкубаторам относятся структуры, размещающие специально отобранные малые предприятия, на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать и в составе технопарков, технологических центров и других структур.
Социально-деловые центры (СДЦ) - структуры создаваемые, как правило, при центрах занятости. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест через развитие малого предпринимательства среди незанятого населения и безработных.
Технопарки - структуры создаваемые, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. По определению, технопарки создаются в довольно крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств.
Бизнес-центры (БЦ), как правило, оказывают сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам.
15. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РЕГИОНА И ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.
Основные отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационно-досуговая.
Уровень развития социальной сферы региона характеризуется системой показателей, важнейшими из которых являются такие, как:
- средняя продолжительность жизни;
- рождаемость;
- детская смертность;
- среднедушевые доходы населения;
- величина прожиточного минимума;
- доля населения, находящегося за чертой бедности;
- величина поляризации доходов;
- объем медицинских услуг, доступных всему населению.
Для региональных и муниципальных органов власти эти показатели выступают как социальные нормативы на определенный период развития.
Смысл управления (регулирования) социальной сферой региона заключается в координации, гармонизации взаимодействия подсистем, совершенствовании структуры этого сложного системного образования.
Инструментом воздействия на социальные процессы является механизм применения социальных льгот и предоставляемых услуг. В основе этого механизма лежит принцип адресности, который нацеливает действия государственных органов власти на применение конкретных мер социальной политики по отношению к строго определенной группе населения. В условиях увеличения неравенства регионов федеральный уровень должен взять на себя ответственность за реализацию минимальных стандартов на всей территории страны и обеспечивать единство социального пространства.
На федеральном уровне социальная сфера является объектом управления для всех государственных органов власти, прежде всего для министерств и ведомств, имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.).
На региональном уровне соответствующие функции выполняют аналогичные министерства, комитеты и департаменты, на местном — управления и отделы органов местного самоуправления.
Муниципальные органы власти занимают особое место в этой системе. Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции осуществляют многогранную деятельность по управлению социальными процессами. Они, находясь наиболее близко к населению, в большей степени, чем другие органы власти, владеют информацией о нуждах людей и способны повысить эффективность оказываемой социальной помощи, реализуя на практике принцип адресности. Кроме того, практическая часть многих федеральных и региональных программ реализуется именно на муниципальном уровне.
Из федерального бюджета на социальную сферу выделяется в России около 27% от ВВП, а в Великобритании – 55%, Испании – 56%, Польше – более 52%.
Источники финансовых ресурсов в социальной сфере:
*бюджетные средства всех уровней,
*бюджетные целевые заказы,
*спонсорские, благотворительные средства и пожертвования,
*средства внебюджетных государственных фондов,
*доходы от собственности и хозяйственной деятельности организаций,
*средства благотворительных фондов и некоммерческих организаций,
*кредитные ресурсы.
Основные проблемы, с которыми связано управление социальной сферой в регионе, вытекают из общей ситуации социально-экономического развития и из изменений, трансформировавших общественно-экономическую систему.
1. Финансирование социальной сферы - приоритетная проблема;
2. Возрастание масштабов социальной сферы, финансируемой из бюджета, из-за передачи ведомственных объектов социальной сферы в муниципальное управление;
3. Низкая покупательная способность населения ограничивает развитие сферы платных услуг, что создает дополнительную нагрузку на муниципальную социальную сферу;
4. Неподготовленность общественного сознания к рыночным отношениям и неприятие реформ в социальной сфере, направленных на сокращение бесплатных общественных услуг, на привлечение средств населения к развитию социальной сферы;
5 Нерешенность законодательно-правовых вопросов при распределении полномочий между властными структурами системы управления в процессе решения социальных проблем вызывает противоречия между федеральным, региональными и муниципальными уровнями.
На государственном уровне провозглашаются следующие цели модернизации отраслей социальной сферы:
1. Обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
2. Обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, в первую очередь медицинского обслуживания и общего образования.
3. Формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг
4. Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.