Тема №5. Основные черты системного подхода.
Тема №4. Системообразующие понятия, определяющие структуру системы управления
Тема №3. Формы научного исследования
Тема №2. Методы исследования.
Содержание дисциплины
Тема № 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности студента.
Роль и место дисциплины «Исследование систем управления» в подготовке студентоа. Содержание дисциплины. Сущность и содержание понятия исследования. Исследование управления как вид деятельности.
Методы, применяемые на эмпирическом уровне исследования. Методы теоретического исследования. Методы применяемые на эмпирическом и теоретическом уровне.
Формы исследования систем управления. Разработка гипотезы исследования систем управления. Фактологическое обеспечение исследования систем управления.
Понятия определяющие структуру системы: понятие системы, элемента системы, связи, взаимосвязи между элементами системы, внешней среды.
Системообразущие понятия системы управления: элементы системы управления, понятие цели управления, управляющего воздействия Построение дерева целей. Внутренняя и внешняя среда системы управления.
Сущность системного подхода. Основные черты системного подхода. Задачи анализа систем управления, Задачи синтеза систем управления. Принципы анализа и синтеза систем управления
Виды анализа систем управления:Структурный, функциональный, информационный, параметрический анализ и синтез систем управления
Анализ внешнего, исходного, общесистемного, системных уровней. Структура показателей систем управления.
ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
«Сущность и содержание понятия исследования и их роль внаучной и практической деятельности»
|
Понятие исследования №1
1.
|
Долятовский В.А.
ИСУ, учебник,
изд. «Март»,
2004 г., стр. 19
|
Исследование – процесс получения новых знаний
Цель
Реальный Новые
мир знания
Методы
|
|
новые знания
|
Понятие исследования №2
2.
| Э.М. Коротков ИСУ (учебник) изд. Дека,
2003 г., стр. 323
| Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
| новые знания
|
Понятие исследования №3
3.
| Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека,
2003 г., стр. 323
| Вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить его, определить тенденции развития полученных знаний в практической деятельности человека, в частности, в практике управления.
| познание
|
Понятие исследования №4
4.
| Э.М. Коротков ИСУ, учебник, изд. Дека,
2003 г., стр. 323
| Научный труд, вид научной деятельности, научное изучение и процесс познания, процесс изучения какого-либо объекта и получение на этой основе новых знаний о нем.
| процесс познания
|
Понятие исследования №5
5.
| Н.И. Кондаков
Логический словарь-справочник
М.: Наука, 1975 г.
| Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения развития и преобразования его в интересах общества.
| научное изучение
|
Понятие исследования №6
6.
| А.С. Малин
ИСУ, учебник, изд. ГУ-ВШЭ, 2002 г., стр. 222
| Исследование представляет собой творческий вид деятельности, направленный на распознавание проблем, определение их происхождения и развития, а также нахождение путей, средств и возможностей использования полученных результатов в практической деятельности.
| распознание проблем
|
Понятие исследования №7
7.
| Э.М. Коротков ИСУ, учебник,
2003 г.
| Вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.
| распознание проблем
|
Понятие исследования №8
8.
| А.С. Малин
курс лекций, изд. ГУ-ВШЭ, 1998 г.
| Исследование – это творческий процесс, направленный на изучение реальных процессов управления в системе управления и выработку конкретных рекомендаций по внедрению полученных результатов в систему управления.
| творческий процесс
|
ИССЛЕДОВАНИЕ
|
Это вид деятельности человека, включающий
|
а) распознавание проблем и ситуаций;
б) определение их происхождения;
в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В общем виде исследование – управляемый процесс познания какого – либо явления, объекта, процесса.
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
1. Потребность исследования –степень остроты проблемы.
|
2. Методология исследования– совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
|
3. Концепция исследования –комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
|
4. Объект и предмет исследования:
Объект исследования –это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению.
Предмет исследования –одна из граней, обладающая существенными свойствами изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.
|
5. Метод исследования –способ изучения явления, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
6. Тип исследования– принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.
|
7. Ресурсы исследования –комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследований и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.
|
8. Качество исследования– комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.
|
9. Организация исследования– порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.
|
10. Результаты исследования– информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы.
|
«Исследование управления как вид деятельности»
|
Деятельность- это особый способ удовлетворения человеческих потребностей, средство для поддержания и развития человеческих сил и в то же время процесс, который осуществляется с их помощью.
|
Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой – совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы, методических приемов решения управленческих функций.
|
ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
|
Это вид деятельности человека, необходимый для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования организаций.
|
Цель исследования управления –это процесс выработки способов решения проблемы организацией. Исследование направлено на разрешение проблемной ситуации.
Общей характеристикой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе знания (включая модели, онтологии и.т.д.), оказываются недостаточными или непригодными для продолжения деятельности, коммуникации, мышления.
|
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
|
Первый этап –распознавание проблемных ситуаций и формулировка проблемы.
|
Второй этап –определение происхождения выявленных проблем, их свойств, содержания, закономерностей поведения и развития.
|
Третий этап –установление места этих поблеем в системе накопленных знаний.
|
Четвертый этап –разработка вариантов решения проблемы и их предварительная оценка по приоритетности (предварительный отбор, отсев) с учетом ограничений, трудностей, недостатков.
|
Пятый этап –выбор наилучшего варианта решения проблемы по критериям оптимальности, успеха, эффективности.
|
Второй учебный вопрос: «Основные черты курсанта исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА
|
1. Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается.
2. Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования.
3. Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
4. Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации.
|
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА
|
5. Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
6. Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
7. Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
8. Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке.
|
Второй учебный вопрос: «Основные черты студента исследовательского типа и факторы ограничивающие его возможности»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА
|
1.Проблемное видение мира,способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.
2.Умение превентивно,т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда она еще только зарождается.
3.Системное и панорамное восприятиедействительности, процессов функционирования и развития объекта исследования.
4.Антиномичность –умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.
5.Экпрезентность –способность делать верные и удачные заключения придефиците информации.
|
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТУДЕНТА ИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОГО ТИПА
|
5.Инновативность и безынерционностьмышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.
6.Способность быстро перестраиватьсяпсихологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
7.Аттрактивность –способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
8.Развитая психологическая саморегуляция,определяющая отношение к проблемам и их оценке.
|
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
|
1.Отсутствие знания методов решения проблемы.
2.Ослабленная целеустремленность.Чтобы быть творческим исследователем, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему.
3.Устоявшиеся привычки. Необходимо изучить устоявшиеся привычки и здесь может быть полезным средством вопрос «Почему?» Иван может, а я нет.
4.Человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую и преодолеть скуку.
|
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАОЩИЕ ИЛИ СВОДЯЩИЕ НА НЕТ ВАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
|
5.Чувство неуверенности, излишняя напряженность.В любом творческом начале не известен конец, инехватка уверенности вызывает излишнюю напряженность. Исследователь, находящейся в напряженном состоянии, старается держаться известных ему методов, и в результате его сила и энергия используются не полностью.
6.Излишняя серьезность, рационализм.Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих.
7.Недостаточные возможности.Невозможность сбора необходимых данных или организации экспериментов.
|
ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Сущность и содержание концептуальных понятий информационной системы».