Размещение заказа государственными и муниципальными заказчиками

Правила закупок международных финансовых институтов

Значительный интерес представляет опыт закупок за счет об­щественных средств так называемыми международными финансо­выми институтами (МФИ) — крупными международными неком­мерческими организациями, целью деятельности которых являет­ся развитие определенных отраслей экономики разных стран или регионов мира. МФИ аккумулируют значительные объемы денеж­ных средств (полученных за счет взносов участников, а также за счет коммерческой деятельности — как правило, предоставление ресурсов осуществляется на принципах кредитования, то есть на возвратной платной основе) и реализуют крупные международные коммерческие и некоммерческие проекты.

Поскольку проекты финансируются за счет средств между­народных финансовых институтов, правила расходования этих средств, в том числе и правила проведения закупок, устанавлива­ются МФИ. В соглашениях с МФИ о предоставлении кредитных ресурсов принято ставить ссылку на эти правила. Поскольку такие соглашения имеют статус международных, применяются правила закупок МФИ, а не национальные правила и процедуры закупок продукции для государственных нужд.

Среди наиболее известных МФИ можно назвать:

· Всемирный банк (World Bank Group), который включает в себя Международный банк реконструкции и развития (Inter­national Bank for Reconstruction and Development), Между­народную ассоциацию развития (International Development Association) и ряд других структур;

· Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development);

· Азиатский банк реконструкции и развития (Asian Bank for Reconstruction and Development) — для поставщиков, зареги­стрированных в Азии;

· различного рода фонды (Soros Foundation, Know-How Foun­dation, USAID и т.п.) и ряд других организаций.

При реализации любого проекта возникает необходимость в определенных товарах, работах и услугах, закупаемых на свобод­ном рынке. Например, для организации деятельности офиса нуж­ны компьютеры, для модернизации системы водоснабжения горо­да — насосы и очистное оборудование, работы по строительству предполагают необходимость услуг по инженерному надзору.

Из всех существующих в настоящее время МФИ в России наиболее известны Всемирный банк и Европейский банк рекон­струкции и развития. По данным Всемирного банка, к маю 2008 г. в нашей стране действовало 25 проектов на общую сумму около 10 млрд долл., финансируемых за счет его средств.

Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в «Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам MAP» (далее — Руководство) и преду­сматривают следующие способы закупки:

· международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);

· национальные конкурсные торги (National Competitive Bid­ding);

· международные закрытые торги (Limited International Bid­ding);

· запрос котировок (Shopping);

· закупки у единственного источника (Direct Contracting).

В Руководстве четко определены сроки проведения отдельных процедур, последовательность действий при наступлении тех или иных обстоятельств, права и обязанности сторон в любой воз­можной ситуации, причем наиболее детально описана процеду­ра проведения международных конкурсных торгов как наиболее сложного способа закупки.

Разработанная в России система госзакупок ориентирована на международную законодательную практику в данной сфере, осно­ванную на создании механизма реальной конкуренции, экономии бюджетных средств и борьбы с коррупцией. Но современная прак­тика госзакупок имеет не только преимущества, но и недостатки. Сфера государственных закупок в современных условиях яв­ляется сложно зависимой. Совершенствование законодательства в этой сфере осуществляется в части создания новых, более ком­фортных и эффективных механизмов закупки.

Основной экономический эффект может быть получен при осуществлении закупок товаров, допускающих точную специфи­кацию. Но сохраняются проблемы, связанные с качеством поста­вок, особенно относительно высокосложных товаров и интеллек­туальных услуг. В данном случае зачастую принцип минимизации цены не может соответствовать необходимому качеству объекта закупок. Проблемы также возникают из-за того, что заказчики не могут четко сформулировать свои требования к качеству товаров, работ и услуг. Кроме того, заказчик не всегда использует все воз­можности для предъявления требований к поставщикам, напри мер наличие необходимых мощностей и квалификации. Только не­обходимо учитывать особенность ситуации. Кроме того, заказчик не должен принимать товар, не соответствующий первоначально установленным требованиям.

В федеральном законодательстве предусмотрен целый ком­плекс мер, который позволяет размещать заказ максимально ре­зультативно. Для этого необходимо уметь пользоваться предо­ставленными законом инструментами: потребовать экономиче­ское обеспечение исполнения контракта, предусмотреть разумное авансирование и четкую поэтапную приемку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: