Правила закупок международных финансовых институтов
Значительный интерес представляет опыт закупок за счет общественных средств так называемыми международными финансовыми институтами (МФИ) — крупными международными некоммерческими организациями, целью деятельности которых является развитие определенных отраслей экономики разных стран или регионов мира. МФИ аккумулируют значительные объемы денежных средств (полученных за счет взносов участников, а также за счет коммерческой деятельности — как правило, предоставление ресурсов осуществляется на принципах кредитования, то есть на возвратной платной основе) и реализуют крупные международные коммерческие и некоммерческие проекты.
Поскольку проекты финансируются за счет средств международных финансовых институтов, правила расходования этих средств, в том числе и правила проведения закупок, устанавливаются МФИ. В соглашениях с МФИ о предоставлении кредитных ресурсов принято ставить ссылку на эти правила. Поскольку такие соглашения имеют статус международных, применяются правила закупок МФИ, а не национальные правила и процедуры закупок продукции для государственных нужд.
|
|
Среди наиболее известных МФИ можно назвать:
· Всемирный банк (World Bank Group), который включает в себя Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development), Международную ассоциацию развития (International Development Association) и ряд других структур;
· Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development);
· Азиатский банк реконструкции и развития (Asian Bank for Reconstruction and Development) — для поставщиков, зарегистрированных в Азии;
· различного рода фонды (Soros Foundation, Know-How Foundation, USAID и т.п.) и ряд других организаций.
При реализации любого проекта возникает необходимость в определенных товарах, работах и услугах, закупаемых на свободном рынке. Например, для организации деятельности офиса нужны компьютеры, для модернизации системы водоснабжения города — насосы и очистное оборудование, работы по строительству предполагают необходимость услуг по инженерному надзору.
Из всех существующих в настоящее время МФИ в России наиболее известны Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. По данным Всемирного банка, к маю 2008 г. в нашей стране действовало 25 проектов на общую сумму около 10 млрд долл., финансируемых за счет его средств.
Правила закупок товаров и работ в проектах, финансируемых Всемирным банком, прописаны в «Руководстве по закупкам по займам МБРР и кредитам MAP» (далее — Руководство) и предусматривают следующие способы закупки:
· международные конкурсные торги (International Competitive Bidding);
|
|
· национальные конкурсные торги (National Competitive Bidding);
· международные закрытые торги (Limited International Bidding);
· запрос котировок (Shopping);
· закупки у единственного источника (Direct Contracting).
В Руководстве четко определены сроки проведения отдельных процедур, последовательность действий при наступлении тех или иных обстоятельств, права и обязанности сторон в любой возможной ситуации, причем наиболее детально описана процедура проведения международных конкурсных торгов как наиболее сложного способа закупки.
Разработанная в России система госзакупок ориентирована на международную законодательную практику в данной сфере, основанную на создании механизма реальной конкуренции, экономии бюджетных средств и борьбы с коррупцией. Но современная практика госзакупок имеет не только преимущества, но и недостатки. Сфера государственных закупок в современных условиях является сложно зависимой. Совершенствование законодательства в этой сфере осуществляется в части создания новых, более комфортных и эффективных механизмов закупки.
Основной экономический эффект может быть получен при осуществлении закупок товаров, допускающих точную спецификацию. Но сохраняются проблемы, связанные с качеством поставок, особенно относительно высокосложных товаров и интеллектуальных услуг. В данном случае зачастую принцип минимизации цены не может соответствовать необходимому качеству объекта закупок. Проблемы также возникают из-за того, что заказчики не могут четко сформулировать свои требования к качеству товаров, работ и услуг. Кроме того, заказчик не всегда использует все возможности для предъявления требований к поставщикам, напри мер наличие необходимых мощностей и квалификации. Только необходимо учитывать особенность ситуации. Кроме того, заказчик не должен принимать товар, не соответствующий первоначально установленным требованиям.
В федеральном законодательстве предусмотрен целый комплекс мер, который позволяет размещать заказ максимально результативно. Для этого необходимо уметь пользоваться предоставленными законом инструментами: потребовать экономическое обеспечение исполнения контракта, предусмотреть разумное авансирование и четкую поэтапную приемку.