Беседа
Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис. 7).
Стандартизированный опрос |
Свободный опрос |
Исключаются ошибки при формулировке вопросов |
Полученные данные сложнее сравнить друг с другом |
Полученные данные легко сравнимы друг с другом |
Носит отпечаток искусственности (напоминает устную анкету) |
Позволяет гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы |
Рис. 7. Особенности применения стандартизированного
и свободного опроса
Стандартизированный опрос- опрос, характеризующийся заранее опре-деленными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов.
|
|
Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандарт-ные ответы.
Благоприятный для беседы климат создают:
§ ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
§ проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;
§ положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
§ искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.
Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезойисследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются коли-чественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.
|
|
Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
§ формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;
§ сложные и многозначные слова должны исключаться;
§ вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
§ включать вопросы, проверяющие степень искренности.