Коммуникативная компетентность

ВТОРОЙ

Характерно:

1. Кристаллизируется общая цель деятель­ности.

2. Вырабатываются групповые нормы по­ведения, способствующие достижению цели.

3.Формируются стереотипы общения.

4. Личностные особенности друг друга не учитываются.

ТРЕТИЙ (низший)

Характерно:

1. Общение на уровне совместного пребывания.

2. Отсутствует общий предмет деятельности.

3. Объединяют только одинаковые цели.

4. Личностные особенности друг друга не учитываются.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информа­цией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необхо­димо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людь­ми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в по­нимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспе­чивает достижение целей с оптимальным расходованием ре­сурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

► стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и пони­мания людей, ситуаций, проблем;

► «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что тол­кование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

► плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливос­ти вашего взгляда;

► отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возни­кает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;

► пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы - зак­лючения - при отсутствии достаточного числа факторов;

► ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;

► неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из соци­альной роли) — личностное (общение «по душам»).

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Зак­рытое общение — нежелание либо неумение выразить понят­но свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся инфор­мацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени пред­метной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфлик­тных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных по­зиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее вы­спрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой че­ловек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъяв­ление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «из­лияния».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: