Международный рынок услуг регулируется соответствующими международными организациями. Среди основных можно выделить около 40 международных организаций. Это, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
Один из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой экономике начала XXI в., — Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к Соглашению об образовании Всемирной торговой организации и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ-1994).
Торговля услугами — одно из самых сложных направлений на переговорах о вступлении России в ВТО. Законодательство РФ по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут ее не выдержать, как это уже произошло на рынках многих товаров.
|
|
ГАТС содержит:
1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области международной торговли услугами;
2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
4) принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятстсвования в сфере международной торговли товарами.
В силу того, что Россия не является членом ВТО, она не имеет доступа к механизму урегулирования торгово-политических споров, в том числе и по внешней торговли услугами, в рамках данной организации. К России как к государству – нечлену ВТО применяются более жесткие ограничительные меры. Желание российского правительства решить проблему вступления в ВТО также повлечет за собой необходимость корректировки существующих и разработки новых законодательно-нормативных актов, определяющих рынок услуг в соответствии с правовыми документами ВТО, в частности с ГАТС.
Лучше других защищен российский рынок финансовых услуг, где уже действуют определенные ограничения для нерезидентов. Так, в банковской сфере действует общая квота участия иностранного капитала в 12%. В страховых организациях установлена совокупная квота участия иностранного капитала в 15%.