Снова об этапах процесса принятия решений

Выводы

  1. Предшественниками методов принятия решений во многих слу чаях являются методы исследования операций. С помощью методов исследования операций: а) разрабатываются модели, описывающие объективную реальность; б) определяется единственный критерий оптимальности решения; в) рассчитывается оптимальное решение.
  2. Существенное отличие проблем принятия решений от проблем исследования операций состоит в наличии многих критериев оценки качества решения. Компромисс между критериями мо жет быть найден только на основе предпочтений ЛПР.
  3. Существует особый класс задач принятия решений, в которых модели имеют объективный характер (как в задачах исследо вания операций), но качество решений оценивается по многим критериям. Эти задачи могут быть названы многокритериаль ными задачами с объективными моделями. Они находятся на границе между исследованием операций и принятием решений.
  4. Одним из первых многокритериальных методов является метод «стоимость-эффективность». Он включает в себя два этапа:
  • построение моделей стоимости и эффективности;
  • синтез оценок стоимости и эффективности. На втором этапе используются подходы:
  • оптимизация по одному критерию при заданном ограничении по второму;
  • построение множества Э-П.
  1. 5. Средством решения многокритериальных задач с объективными моделями являются человекомашинные процедуры (ЧМП). ЧМП представляют собой циклический процесс взаимодействия ЛПР и компьютера. Каждый шаг ЧМП состоит из фазы анализа, вы полняемой ЛПР, и (разы расчетов, выполняемой компьютером. Можно выделить три группы ЧМП: 1) прямые, основанные на выборе коэффициентов важности критериев; 2) ЧМП сравнения векторов; 3) ЧМП поиска удовлетворительных значений критериев. Одной из первых ЧМП является STEM, основанная на идее последовательного наложения ограничений на критерии.
Нечего надеяться полностью избавиться от субъективности в задачах, связанных с выбором решений. Даже в простейших однокритериальных задачах она неизбежно присутствует, проявляясь хотя бы в выборе показателя эффективности и математической модели явления. Е.С. Вентцель. Исследование операций

ВОЛШЕБНЫЕ СТРАНЫ

Обращение ректора Университета Власти к студентам

«Вы уже полгода занимаетесь в нашем единственном в мире Университете Власти. Надеюсь, вы уже заметили, что новое образование, которое вы получаете, стоит гораздо больше, чем вы платите за него.

От вас потребуются предельное напряжение внимания и упорный труд, но этого будет недостаточно. Мы хотим заручиться вашим согласием на прямое вторжение в глубины вашего сознания и интеллекта, в ваш внутренний мир. Вы не просто усвоите определенный набор знаний, но и научитесь умению распоряжаться этими знаниями, искусству быть лидером. Овладев этим искусством, вы сможете генерировать свежие идеи и увлекать ими, вести за собой людей. Не слепое повиновение, а сотрудничество и осознанная, широкая поддержка сделают вас истинными лидерами новой эпохи.

Теперь подробнее о самом процессе обучения. К каждому студенту прикреплен компьютерный учитель, который будет взаимодействовать с вами через обучающие программы, компьютерные учебники и книги; он же будет присутствовать в обслуживающих вас роботах, в системе управления автомобилем. Словом, он будет рядом с вами на каждом шагу. Этот учитель будет изучать вас, подбирать задания, тренировать на многочисленных тестах – он будет учить вас учиться эффективно. Он сам будет находить пробелы в ваших знаниях и восполнять их новыми соответствующими заданиями, подбором новых книг и компьютерных программ для совершенствования умений. Он будет развивать в вас необходимые для руководителя черты характера, путешествуя с вами в виртуальных мирах и помогая в преодолении препятствий.

В процессе предварительного отбора студентов для нашего университета мы смогли убедиться, что у каждого студента есть хорошие задатки для того, чтобы стать лидером нового типа, каким мы его представляем, - образованным, инициативным, решительным, обладающим знанием, как вести себя в быстро изменяющемся и непростом мире, а также умением делать сложный выбор лучшего варианта решения при противоречивых и не до конца определенных оценках».

(Продолжение следует)

Лекция 4. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ

  1. Различные группы задач принятия решений
  2. Пример
  3. Многокритериальная теория полезности (MAUT)
    1. Основные этапы подхода MAUT
    2. Аксиоматическое обоснование
    3. Основные теоремы
    4. Построение однокритериальных функций полезности
    5. Проверка условий независимости
    6. Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев
    7. Определение полезности альтернатив
  4. Метод SMART – простой метод многокритериальной оценки
  5. Первый эвристический метод
  6. Веса критериев
  7. Как люди назначают веса критериев
  8. Практическое применение
  9. Выводы
  10. Библиографический список

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: