Выводы
1. Поведение человека в задачах принятия решений имеет специфические особенности, которые определяются характеристиками человеческой системы переработки информации. Эти особенности проявляются как в лабораторных экспериментах, так и в практических ситуациях. Многочисленные исследования поведения людей в реальной жизни (принятие политических решений, игра на скачках, игры на деньги) показывают, что здесь (хотя, возможно, и в другом виде) проявляются типичные черты поведения человека, определяемые характеристиками человеческой системы переработки информации.
2. Наиболее проверенной является модель системы переработки информации человеком, включающая три блока: сенсорную память, кратковременную память, долговременную память. Принятие решений осуществляется при активном использовании КП.
3. Человеческая система переработки информации прекрасно приспособлена к решению многих задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни. В определенных пределах человек способен решать и многофакторные задачи - при небольшом числе факторов. Кроме того, человек обладает набором эвристик, позволяющих ему решать задачи любой сложности, предварительно упрощая их и приспосабливая к своим ограниченным возможностям. Но есть задачи, которые сложны для человека. В самом факте существования таких задач нет ничего удивительного. В конце концов, человек - биологическое существо, и его возможности ограничены физиологией. Человек не может прыгнуть на 5 м (с места, конечно), обходиться без воды 5 суток и т.д. Точно так же человек не может непосредственно учитывать много факторов без использования эвристик. А все эвристики обладают следующим свойством: они хороши для большинства случаев, но в некоторых - ведут к логическим ошибкам, противоречиям. Простой прием - пренебрежение малыми различиями в оценках двух альтернатив по критериям - вызывает нетранзитивность, как это убедительно показал А, Тверский [8].
|
|
4. Особенно трудны для человека появившиеся в последние десятилетия многокритериальные задачи, они часто и приводят к ошибкам и противоречиям в принятии решений.
5. На поведение человека большое влияние оказывает его умение преобразовывать исходную информацию, творчески формировать структурные единицы информации из исходного материала, использовать чанки, ранее запасенные в долговременной памяти. Именно эти способности наряду с характеристиками задачи существенно определяют человеческое поведение. При всем этом на поведение человека в задачах принятия решений оказывают сильное влияние объективные характеристики его системы переработки информации и прежде всего ограниченная емкость кратковременной памяти.
|
|
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.
- Simon Н. А. Information-processing models of cognition // J. Amer. Soc. Information Science. Sept. 1981.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
- Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.
- Солтхауз Г.А. Психологические аспекты машинописи // В мире науки. 1984. № 7.
- Simon H. A. How big is a chunk // Science. 1974. № 183.
- Виноградова О.С. Гиппокамп и проблемы памяти. М.: Наука, 1987.
- Tversky A. Intransitivity of preferences // Psychological Review. 1969. № 76.
- Simon H.A. Reason in Human Affairs. Stanford, California: Stanford University Press, 1983.
- Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987.
- Russo J.E., Rosen L.D. An Eye Fixation Analysis Of Multiattribute Choice // Memory and cognition. 1975. № 3.
- Саймой Г. Науки об искусственном. М.: Мир, 1972.
- Bettman I., Kakkar P. Effects of information presentation format on consumer information acquisition strategies // J. Consumer Res. 1977. V.3.
- Montgomery H., O. Svenson. A think-aloud study of dominance structuring in decicion processes // H. Montgomery, O. Svenson (Eds.). Process and Structure on Human Decision Making Chichester J. Wiley and Sons, 1989.
- Payne J. W., J. R. Bettman, E. Coupey, E. J. Johnson. A constructive process view of decision making:multiple strategies in judgment and choice // O. Huber, J. Mumpower, J. van der Pligt, P. Koele (Eds.). Current Themes in Psychological Decision Research. North Holland, Amsterdam, 1993.
- Ларичев О.И., Мошковнч Е.М. О возможностях получения от человека непротиворечивых оценок многомерных альтернатив // Дескриптивный подход к изучению процессов принятия решений при многих критериях. Сб. тр. ВНИИСИ / Под ред. С. В. Емельянова и О. И. Ларичева. М., 1980. № 9.
Поэтому, мне кажется, если мы принимаем мир таким, каков он есть, полезность теории или модели прямо пропорциональна числу случаев и обратно пропорциональна числу характеристик, которые она успешно описывает. ...Чем ниже мы продвигаемся по этой шкале, тем богаче по содержанию становятся науки, но тем меньше в них строгости, тем меньше применимы к ним количественные подходы. Исайя Берлин. Философия свободы |
История бюрократии в М онтландии
( Видеофильм из коллекции Музея компьютерных наук Монтландии.)
На экране кварталы старого Олона, улицы, застроенные административными зданиями в пышном архитектурном стиле; строгие порталы, окруженные автостоянками со сверкающими автомобилями, модными в те далекие времена. В подъездах – военизированная охрана и суетливые толпы чиновников и курьеров.
Крупный план 1. Вывеска в одном из порталов. Табличка с позолоченной вязью старинного шрифта: «Министерство направлений развития и передовых налоговых реформ Монтландии».
Крупный план 2. Озабоченные, суровые лица чиновников в униформе, украшенной серебряными галунами и мехом. Курьер с толстой папкой, зажатой подмышкой. Надпись на папке: «Документы для сугубо служебного использования. Разглашению и хранению не подлежат».
Голос за кадром: «Три столетия тому назад гражданское общество Монтландии оказалось на грани кризиса всей системы управления страной. Стал очевидным контраст между высоким уровнем технологий и примитивным способом управления как отдельными организациями, так и государством в целом. Численность аппарата управления непомерно возросла к тому времени, чиновников становилось все больше, но вся их деятельность была бесполезной. Более того, этот громоздкий и неэффрективный аппарат сам становился центром коррупции в обществе.
Выход из создавшегося положения был найден благодаря развитию вычислительной техники и систем искусственного интеллекта. Компьютеры смогли полностью заменить неподконтрольных обществу бюрократов.
Преобразования начались с резкого сокращения структур управленческого аппарата, занятых исполнением принятых решений и контролем над соблюдением установленных правил. Главным и единственным критерием стало неукоснительное исполнение законов, установленных правил и принятых решений.
|
|
В процессе реформы все без исключения документы, существовавшие до этого только на бумаге, сканерами были введены в компьютеры. Разработанные интеллектуальные программы анализировали документы, размещали их в соответствующие базы данных и принимали решения, которые в бумажном либо в электронном варианте направлялись людям.
Следствием внедрения новых форм управления стало упразднение громоздкого аппарата налоговой и казначейской служб, огромного штата бухгалтеров и чиновников министерств.
Первые результаты реформы показали, что принципиально изменились принципы управления на всех уровнях: компьютерные системы скрупулезно и непреклонно следовали инструкциям и законам; подкупить или обойти их было уже невозможно. Электронные чиновники стали требовать четкости исполнения, устранения любых недоговоренностей в толковании законов, инструкций, указов.
Все это со временем позволило создать новую систему управления организациями и государством. Появились профессиональные руководители, принимающие творческие, нестандартные решения, изобретающие новые правила, разрабатывающие дальновидную политику.
В современном немногочисленном, но эффективно и слаженно работающем аппарате управления сложилась другая шкала ценностей, появились иные приоритеты: ответственность, честность, неподкупность, открытость обществу, преданность интересам общего дела».
Крупный план 3. В окружении цветущих деревьев старинный двухэтажный особняк на площади Согласия в столице Монтландии городе Олоне.
Голос за кадром: «И сейчас аппарат Кабинета Министров занимает это скромное здание».
(Продолжение следует)
Лекция 8. ОЦЕНКА МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ: ВЕРБАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕШЕНИЙ
- Особый класс задач принятия решений: неструктурированные проблемы с качественными переменными
- Качественная модель лица, принимающего решения
- Черты человеческой системы переработки информации
- Особенности поведения человека при принятии решений
- Какими должны быть методы анализа неструктурированных проблем
- Измерения
- Качественные измерения
- Сравнительные качественные оценки
- Построение решающего правила
- Проверка информации ЛПР на непротиворечивость
- Обучающие процедуры
- Получение объяснений
- Основные характеристики методов вербального анализа решений
- Метод ЗАПРОС (Замкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций)
- Постановка задачи
- Пример: как оценить проекты?
- Выявление предпочтений ЛПР
- Сравнение альтернатив
- Преимущества метода ЗАПРОС
- Практическое применение метода ЗАПРОС
- Сравнение трех СППР
- Выводы
- Библиографический список
1. Особый класс задач принятия решений: неструктурированные проблемы с качественными переменными
|
|
Организация эффективной работы аппарата управления в волшебной стране Монтландии представляет собой пример типичной неструктурированной проблемы. К неструктурированным относятся проблемы принятия стратегических решений экономического и политического характера, проблемы планирования научных исследований и разработок, конкурсного отбора проектов, личные проблемы выбора. В таких проблемах основные характеристики носят качественный характер. Отсутствуют достаточно надежные количественные модели.
Можно выделить общие черты неструктурированных проблем.
• Они являются проблемами уникального выбора в том смысле, что каждый раз проблема является либо новой для ЛПР, либо обладающей новыми особенностями по сравнению со встречавшейся ранее подобной проблемой.
• Они связаны с неопределенностью в оценках альтернативных вариантов решения проблемы, которая объективно обусловлена нехваткой информации на момент решения проблемы.
• Оценки альтернативных вариантов решения проблемы имеют качественный характер и чаще всего сформулированы в словесном виде.
• Оценки альтернатив по отдельным критериям могут быть получены только от ЛПР и экспертов. Обычно отсутствует объективная шкала измерения оценок по отдельным критериям. Более того, в ряде случаев эксперты могут достаточно надежно дать лишь относительные оценки альтернатив по критериям, т.е. определить, по каким критериям один вариант лучше другого.
Число словесных оценок на шкалах критериев невелико: обычно 2–4.