Библиографический список. • Принято различать два вида знаний : декларативное и процедуральное

Выводы

• Принято различать два вида знаний: декларативное и процедуральное. Второй вид знаний принято называть умением, навыками. Навыки возникают при постоянных и многолетних упражнениях по решению тех или иных повторяющихся задач в различных областях человеческой деятельности. Человека, в совершенстве владеющего процедуральным знанием, принято называть экспертом.

• Процесс достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет. За это время в памяти эксперта возникают структуры хранения специально организованной в иерархическом виде информации. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы.

• Задача построения компьютерных копий экспертных знаний является одной из наиболее сложных в области искусственного интеллекта. Основными трудностями при извлечении экспертных знаний являются их подсознательный характер, большой объем и неизбежные ошибки эксперта.

• Подход экспертной классификации предназначен для построения полных, непротиворечивых и точных баз экспертных знаний в задачах отнесения объектов к различным классам решений. Основные черты подхода экспертной классификации:

• структуризация проблемы;

• предъявление эксперту описаний объектов в привычном для эксперта виде;

• распространение решений эксперта на другие состояния (объекты) при помощи отношения доминирования по характерности;

• проверка информации эксперта на непротиворечивость;. эффективная стратегия опроса эксперта.

• Построенная полная классификация может быть представлена граничными элементами классов. Граничные элементы могут быть достаточно точно описаны с помощью простых по структуре (двухуровневое дерево) решающих правил. Число таких решающих правил сравнительно невелико.

1. Simon H. A. The human mind: the symbolic level // Proc. of the American Philosophical Society. 1993. V. 137. № 4.

2. Richman H., Staszewski J., Simon H.A. Simulation of Expert Memory Using EPAM IV // Psychological Review. 1995. V. 102. № 2.

3. Ericsson K.A. The acquisition of expert performance:an introduction to some of the issues // K. A. Ericsson (Ed.). The Road to excellence: the acquisition of expert perfomance in the arts and sciences, sport and games. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.

4. Ericsson K.A. Expert and exceptional perfomance: evidence of maximum adaptation to task constraints // Annual Review of Psychology. 1996. № 47.

5. Kihlstrom J. The Cognitive Unconscious // Science. 1987. V. 237.

6. Lewicki P., Hill Т., Czyzewska M. Nonconscious Acquisition of Information //American Psychologist. 1992, June.

7. Ларичев О.И., Мечитов А.И., Мошкович Е.М., Фуремс Е.М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989.

8. Дмитриев А.Н., Журавлев Ю.И., Кренделев Ф.П. Об одном принципе классификации и прогноза геологических объектов и явлений // Известия СО АН СССР. Геология и геофизика. Новосибирск, 1968. № 5.

9. Ларичев О.И., Моргоев В.К. Проблемы, методы и системы извлечения экспертных знаний // Автоматика и телемеханика. 1991. № 7.

10. Моргоев В.К. Метод извлечения и структуризации экспертных знаний: моделирование консультаций: Сб. тр. ВНИИСИ // Человекомашинные процедуры принятия решений / Под ред. С. В. Емельянова, О. И. Ларичева. М., 1988.

11. Гельфанд И.М., Розенфельд Б.И., Шифрин М.А. Структурная организация данных в задачах медицинской диагностики и прогнозирования. Препринт. (Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика»). М., 1982.

12. Ларичев О.И. Структуры экспертных знаний // Психологический журнал. 1995. № 3.

13. Ларичев О.И., Болотов А.А. Система ДИФКЛАСС: построение полных и непротиворечивых баз экспертных знаний в задачах дифференциальной классификации // Научно-техническая информация. Сер 2. 1996. № 9.

14. Фуремс Е.М., Гнеденко Л.С. STEPCLASS - система извлечения экспертных знаний и проведения экспертизы при решении диагностических задач // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1996. № 9.

15. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение экспертным знаниям // ДАН. 1998. Т. 332.

16. Денисов Г.Ф., Ларичев О.И., Фуремс Е.М. Автоматизированная диагностическая система «Острого живота» и заболеваний, его симулирующих, на догоспитальном и госпитальном этапах оказания неотложной квалифицированной помощи // Военно-медицинский журнал. 1988. № 1.

Лекция 10. АНАЛИЗ РИСКА

  1. Типы риска
  2. Особая сложность задач анализа риска
  3. Направления исследований
  4. Измерение риска
    1. Инженерный подход
    2. Модельный подход
    3. Восприятие риска
    4. Сопоставление разных способов измерения риска
  5. Установление стандартов
  6. Человекомашинное взаимодействие
  7. Риск катастрофических событий как независимый критерий
  8. Распределения "с тяжелыми хвостами"
  9. Аварии и их анализ
  10. Управление риском
  11. Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска
    1. Конкретная задача: альтернативы
    2. Активные группы
    3. Критерии
    4. Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений
    5. Анализ вариантов
    6. Конструирование нового варианта
  12. Выводы
  13. Библиографический список
  14. Контрольное задание

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: