Выводы
• Принято различать два вида знаний: декларативное и процедуральное. Второй вид знаний принято называть умением, навыками. Навыки возникают при постоянных и многолетних упражнениях по решению тех или иных повторяющихся задач в различных областях человеческой деятельности. Человека, в совершенстве владеющего процедуральным знанием, принято называть экспертом.
• Процесс достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет. За это время в памяти эксперта возникают структуры хранения специально организованной в иерархическом виде информации. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы.
• Задача построения компьютерных копий экспертных знаний является одной из наиболее сложных в области искусственного интеллекта. Основными трудностями при извлечении экспертных знаний являются их подсознательный характер, большой объем и неизбежные ошибки эксперта.
• Подход экспертной классификации предназначен для построения полных, непротиворечивых и точных баз экспертных знаний в задачах отнесения объектов к различным классам решений. Основные черты подхода экспертной классификации:
|
|
• структуризация проблемы;
• предъявление эксперту описаний объектов в привычном для эксперта виде;
• распространение решений эксперта на другие состояния (объекты) при помощи отношения доминирования по характерности;
• проверка информации эксперта на непротиворечивость;. эффективная стратегия опроса эксперта.
• Построенная полная классификация может быть представлена граничными элементами классов. Граничные элементы могут быть достаточно точно описаны с помощью простых по структуре (двухуровневое дерево) решающих правил. Число таких решающих правил сравнительно невелико.
1. Simon H. A. The human mind: the symbolic level // Proc. of the American Philosophical Society. 1993. V. 137. № 4.
2. Richman H., Staszewski J., Simon H.A. Simulation of Expert Memory Using EPAM IV // Psychological Review. 1995. V. 102. № 2.
3. Ericsson K.A. The acquisition of expert performance:an introduction to some of the issues // K. A. Ericsson (Ed.). The Road to excellence: the acquisition of expert perfomance in the arts and sciences, sport and games. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996.
4. Ericsson K.A. Expert and exceptional perfomance: evidence of maximum adaptation to task constraints // Annual Review of Psychology. 1996. № 47.
5. Kihlstrom J. The Cognitive Unconscious // Science. 1987. V. 237.
6. Lewicki P., Hill Т., Czyzewska M. Nonconscious Acquisition of Information //American Psychologist. 1992, June.
7. Ларичев О.И., Мечитов А.И., Мошкович Е.М., Фуремс Е.М. Выявление экспертных знаний. М.: Наука, 1989.
8. Дмитриев А.Н., Журавлев Ю.И., Кренделев Ф.П. Об одном принципе классификации и прогноза геологических объектов и явлений // Известия СО АН СССР. Геология и геофизика. Новосибирск, 1968. № 5.
9. Ларичев О.И., Моргоев В.К. Проблемы, методы и системы извлечения экспертных знаний // Автоматика и телемеханика. 1991. № 7.
|
|
10. Моргоев В.К. Метод извлечения и структуризации экспертных знаний: моделирование консультаций: Сб. тр. ВНИИСИ // Человекомашинные процедуры принятия решений / Под ред. С. В. Емельянова, О. И. Ларичева. М., 1988.
11. Гельфанд И.М., Розенфельд Б.И., Шифрин М.А. Структурная организация данных в задачах медицинской диагностики и прогнозирования. Препринт. (Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика»). М., 1982.
12. Ларичев О.И. Структуры экспертных знаний // Психологический журнал. 1995. № 3.
13. Ларичев О.И., Болотов А.А. Система ДИФКЛАСС: построение полных и непротиворечивых баз экспертных знаний в задачах дифференциальной классификации // Научно-техническая информация. Сер 2. 1996. № 9.
14. Фуремс Е.М., Гнеденко Л.С. STEPCLASS - система извлечения экспертных знаний и проведения экспертизы при решении диагностических задач // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1996. № 9.
15. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение экспертным знаниям // ДАН. 1998. Т. 332.
16. Денисов Г.Ф., Ларичев О.И., Фуремс Е.М. Автоматизированная диагностическая система «Острого живота» и заболеваний, его симулирующих, на догоспитальном и госпитальном этапах оказания неотложной квалифицированной помощи // Военно-медицинский журнал. 1988. № 1.
Лекция 10. АНАЛИЗ РИСКА
- Типы риска
- Особая сложность задач анализа риска
- Направления исследований
- Измерение риска
- Инженерный подход
- Модельный подход
- Восприятие риска
- Сопоставление разных способов измерения риска
- Установление стандартов
- Человекомашинное взаимодействие
- Риск катастрофических событий как независимый критерий
- Распределения "с тяжелыми хвостами"
- Аварии и их анализ
- Управление риском
- Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска
- Конкретная задача: альтернативы
- Активные группы
- Критерии
- Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений
- Анализ вариантов
- Конструирование нового варианта
- Выводы
- Библиографический список
- Контрольное задание