Проблема истории детства

Пути решения трудностей.

Критический период развития ребенка – кризис системы воспитания. Изменение поведения ребенка приводит к обнаружению неэффективности старой стратегии воспитания. Преодоление взрослой не пластичности и ригидности системы воспитания – основной путь решения трудностей.

Взрослым необходимо научиться видеть в требованиях ребенка более широкие запросы, их неоднозначность, многоплановость. Необходимо строить новые поведенческие стратегии, переходить к новым формам взаимодействия с ребенком.

Кризис 3 лет Совместная игра, самостоятельная игра
Кризис 7 лет Новые формы деятельности, ответственность, обязанности
Кризис 13 лет Внимание и уважение к интересам, обсуждение прав и обязанностей

Особенности кризисов развития взрослых:

ü Возникают реже

ü Большой временной перерыв (7-10 лет)

ü Не строго привязаны к возрасту

ü Более тесно зависят от социальной ситуации

ü Проходят более осознанно и скрыто (не демонстративно) во внутреннем плане личности

ü Менее изучены, чем кризисы детства.

Эльконин Д.Б. – парадоксы детства, которые заключаются в необходимости исторического подхода к пониманию детства. В ходе истории непрерывно росло обогащение материально и духовной культуры человека. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это время новорожденный ребенок практически не изменился. Как же получается, что при исходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества не одинаковый?

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; период становления ребенка полноценным членом общества..

Продолжительности детства не одинакова в разную историческую формацию и находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. (например, в 1833 году дети неимущих в Англии работали с 8 – летнего возраста при рабочем времени – 14-16 часов. Классовый смысл понятия детства.

Проблема истории детства заключается в том, что в этой области нельзя применить не наблюдение ни эксперимент. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, кругом прав и обязанностей данного возраста и набором доступных ему видов и форм деятельности. Подтвердили эту идею факты фран. демографа и историка Ф. Ариеса, чьи исследования данной проблемы считаются классикой.

Его интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось а различные исторические эпохи. Его исследования привели к выводу, что до 13 века детство не выделялось в самостоятельную формацию (искусство не обращалось к детям)

13 век в живописи образы ангелов, умерших душ, младенец Иисус. Изображения реальных детей отсутствует. Никто не считал, что ребенок заключает в себе личность. Слово «ребенок» в средневековой Германии – «дурак»
16 век Появление портретов умерших детей – преодоление безразличия к детству. Смерть ребенка как невосполнимая утрата.
17 век Портретные изображения реальных детей (влиятельные лица, царственные особы в детстве)

Важный символ изменения отношения к детству – одежда. В средние века костюм ребенка не отличался от костюма взрослого соответствующего социального положения. В 16-17 веках появляется детская одежда, одинаковая для мальчиков и девочек 2-4 лет вплоть до начала нашего столетия.

Выделение детства в самостоятельную формацию происходит под влиянием социальных институтов:

16 век «семейная» концепция детства Тенденция наряжать, баловать, нежить. Дети как очаровательные игрушки
17 век Педагогическая концепция Любовь к детям выражается в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Комментарии относительно детской психологии
18 век Концепция рационального воспитания Воспитание основано на строгой дисциплине. Внимание родителей привлекают все стороны детской жизни, но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя специальное общественное учреждение.

Основателем детской психологии считается В. Прейер, немецкий ученый – дарвинист. В работе «Душа ребенка» он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына (развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка). Первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка.

Объективные условия становления детской психологии сложились к к. 19 века и связаны с интенсивным развитием промышленности, новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы.

§2. Методы возрастной психологии.

Метод- способ научного познания, общий прием познания.

Методика – конкретное приложение метода.

Классификация методов психологии (по Б.Г. Ананьеву)

1) Организационные

сравнительный, лонгитюдный,

2) Эмпирические

наблюдение, самонаблюдение, беседа, эксперимент, биографический, анализ продуктов деятельности.

3) Методы обработки данных.

Количественные (статистические), качественные (составление типологий)

4) Интерпретационный.

Генетический (характеристики развития), структурный (горизонтальные связи)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: