Складом называется специализированное предприятие или подразделение производственного предприятия, предназначенное для хранения грузов и для выполнения работ по переработке грузов (погрузки, выгрузки, сортировки, группировки, ремонта тары и т.д.).
Склады могут играть роль буфера между транспортом и производством и определяющую роль на пути товара к потребителю: производство – оптовая закупка – розничная торговля.
Современные склады представляют собой комплекс производственных зданий и инженерных сооружений, подъемно-транспортных машин и оборудования, средств вычислительной техники и автоматики для управления и контроля их работы.
Склады используются для следующих целей:
- хранение материалов, темпы производства которых не совпадают с темпами их расходования;
- хранения готовой продукции, которая не требуется сразу же после её изготовления;
- создание запасов на случаи перерывов в производстве;
- сглаживание неравномерности в сезонных поставках;
- перевалка грузов с одного вида транспорта на другой (терминалы).
По конструктивным особенностям различают следующие типы складов:
- открытые площадки;
- площадки с навесами (полуоткрытые);
- закрытые холодные складские помещения;
- закрытые утепленные складские помещения;
- специализированные устройства для хранения грузов (элеваторы, холодильники, резервуары, бункеры и т.д.).
- автоматизированные склады, на которых все операции выполняются машинами и устройствами без участия операторов этих машин.
Выбор типа склада зависит от свойств хранимых грузов. Открытые площадки предназначены для хранения материалов и изделий, которые не подвергаются порче от влияния атмосферных осадков и колебаний температуры. Грузы, на которые оказывают влияние дождь, снег или солнечные лучи, но не влияют колебания температуры, должны храниться на площадках с навесами. Для хранения наливных грузов используют подземные и наземные резервуары. Все скоропортящиеся продукты помещают для хранения в специализированные склады – холодильники.
По назначению склады делятся на универсальные, где могут храниться грузы широкой номенклатуры, и специализированные, предназначенные для хранения одного или нескольких грузов (например, склады лесоматериалов, топлива, элеваторы для насыпных грузов и т. д.), по способу хранения различают склады штабельные; стеллажные.
По технологии работы склады бывают компоновочными и с пакетной переработкой грузов.
По компоновке хранилища склады классифицируются как поточные и тупиковые, а по расположению на генеральном плане – отдельно стоящие и сблокированные с производственными корпусами.
В зависимости от продолжительности хранения грузов различают склады:
· непосредственной перевозки грузов, время хранения – менее суток;
· временного хранения – до 5 суток;
· краткосрочного хранения – от 5 до 20 суток;
· со средними сроками хранения – от 20 до 40 суток;
· длительного хранения – от 40 до 90 суток;
· весьма долгосрочного хранения – от 90 суток до одного года;
· многолетнего хранении я – свыше 1 года.
По принадлежности выделяют склады общего пользования, принадлежащие транспортно-экспедиционным предприятиям и АТП общего пользования и ведомственные, принадлежащие грузовладельцам.
По величине перерабатываемых грузопотоков: на мелкие, средние и крупные.
Склады должны иметь необходимый фронт погрузки – разгрузки с сетью подъездных путей, площадками для стоянки транспортных средств, средствами механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, а также весовое хозяйство для взвешивания грузов и автотранспортных средств. В необходимых случаях склады должны быть оборудованы средствами отопления и вентиляции, противопожарными устройствами и средствами освещения.