Общее понятие дивидендной политики предприятия

Дивидендная политика предприятия.

1. Общее понятие дивидендной политики предприятия;

2. Подходы к формированию эффективной дивидендной политики;

3. Механизм распределения прибыли акционерных компаний.

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализи­руемой ее частями с целью максимизации ры­ночной стоимости предприятия.

Основной целью разработки дивидендной по­литики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблени­ем прибыли собственниками и будущим ее рос­том, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

При распределении чистой прибыли пред­приятия определенная ее часть должна быть вып­лачена акционерам в качестве дивиденда, дохода по ценным бумагам, которыми они владеют, а часть идет в фонд накопления и фонд инвестиций, то есть на развитие производства. Увеличение ча­сти чистой прибыли, расходуемой на выплату ди­видендов по ценным бумагам, ведет к уменьшению доли прибыли, направляемой на развитие про­изводства.

Рациональная дивидендная политика и по­литика развития производства является не толь­ко внутренним интересом предприятия. Акци­онеры предприятия, инвестировавшие финансо­вые средства в его акции или иные ценные бума­ги, заинтересованы, с одной стороны, в рацио­нальной дивидендной политике с целью получе­ния удовлетворительного размера дивидендов, а с другой стороны, в целесообразной политике развития производства объекта инвестиций с точки зрения максимизации своего дохода по инвестированным средствам (следует отметить, доход по ценным бумагам складывается как из величины дивиденда, так и из роста курсо­вой стоимости акций).

При распределении прибыли и выборе оп­тимальной дивидендной политики и политики развития производства решаются две взаимо­увязанные задачи:

• максимизации совокупного достояния ак­ционеров;

• достаточного финансирования деятельно­сти предприятия, обеспечивающего эффектив­ное функционирование и расширенное воспро­изводство.

В определенной степени эти политики явля­ются противоречащими друг другу. Увеличе­ние размера выплачиваемых дивидендов, жела­тельное для акционера, означает для предпри­ятия выбытие (потерю) этих средств из финан­совой деятельности предприятия и уменьшение средств, вкладываемых в развитие производ­ственной деятельности. Увеличение размера от­числений из чистой прибыли на развитие про­изводства желательно для предприятия, так как ведет к последующему росту прибыли и, как следствие, к росту курсовой (рыночной) стоимо­сти акций предприятия, однако при этом умень­шается размер выплачиваемых акционерам ди­видендов.

Предприятие не вправе волевым образом решать проблемы дивидендной политики. Есть определенные ограничения, так, финансовые обязательства предприятия в области выплаты дивидендов определяются законодательно.

По привилегированным акциям дивиденды должны быть выплачены в оговоренном при эмиссии размере.

По простым акциям дивиденды выплачива­ются в последнюю очередь. Размер дивиденда рассчитывается после определения размера выплат по облигациям и привилегированным акциям. Общее собрание акционерного обще­ства вправе принять решение не выплачивать дивиденды по простым акциям. При принятии решения о выплате дивидендов по простым ак­циям акционерное общество обязано их выпла­тить, но срок выплат не оговаривается в зако­нодательных документах.

Предприятие вправе не выплачивать дивиден­ды по простым акциям и направить эти средства в другие фонды, оставить в обороте и тем самым обеспечить получение в будущем дополнительной прибыли. С другой стороны, выплата дивидендов достаточно значительной величины влияет на рыночную цену акций и тем самым повышает их цену и ликвидность, что благоприятно сказыва­ется на положении предприятия на рынке.

Предприятие должно продуманно вырабо­тать свою экономически целесообразную диви­дендную политику, основанную на аналитичес­ком исследовании, критериях, правилах. Имеется ряд ограничений различного характе­ра, влияющих на дивидендную политику. Эти ограничения включают:

ограничения правового характера. В соот­ветствии с ФЗ «Об акцио-нерных обще­ствах» дивиденды можно выплачивать только из прибыли текущего года, что ограничивает возможности маневра для п\п;

ограничения, связанные с недостаточной ликвидностью. По законно-дательству выплаты дивидендов не производятся, если предприятие неплатежеспособно;

ограничения, связанные с развитием про­изводства. Ограничение дивидендных выплат и минимальная доля реинвестируемой прибы­ли оговаривается в уставе;

ограничения в связи с интересами акцио­неров.

Серьезным ограничением при разработке Дивидендной политики предприятия является недостаточное информационное обеспечение Рынка ценных бумаг.

В настоящее время в России стихийно скла­дываются два основных варианта развития ди­видендной политики предприятий.

Первый вариант предусматривает обяза­тельное выделение части прибыли на выплаты дивидендов даже в условиях сложного финан­сового и общего экономического положения, что позволяет обеспечить:

• сохранение работников п\п, обеспечивающих его развитие;

• сохранение контрольного пакета акций в руках работников даного п\п

• создание определенного имиджа предпри­ятия на рынке.

Второй вариант дивидендной политики ори­ентирован на снижение выплат дивидендов даже по привилегированным акциям. В соответствии с упо­мянутым Законом общее собрание может изменять устав в части правил расчета объема дивидендов по привилегированным акциям. Это позволяет уве­личить массу прибыли, идущую на другие цели.

В бухгалтерской отчетности сведения о диви­дендной политике предприятия находят отраже­ние в форме № 3 «Отчет об изменениях капита­ла».

2. Подходы к формированию эффективной дивидендной политики

Существует три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный и агрессивный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. политика стабильного размера дивидендных выплат
Умеренный подход 3. политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды
Агрессивный подход 4. политика стабильного уровня дивидендов 5. политика постоянного возрастания размера дивидендов

1. Размер дивидендов определяется после удовлетворения инвестиционных потребностей организации. Преимущества этой политики – высокие темпы развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток – нестабильность дивидендных выплат, отказ от выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что от-рицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.

2. выплата неизменной суммы дивидендов на протяжении продолжительного периода. Преимуществом является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Размер дивидендов устанавливается как правило на низком уровне.

3. ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов при высокой связи с финансовыми результатами. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается.

4. установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером прибыли. Недостаток – это нестабильность дивидендных выплат. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.

5. возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом является высокая стоимость акций компании, положительный имидж. Недостатком является отсутствие гибкости и постоянное возрастание финансовой напряженности. Поэтому такой тип политики могут себе позволить только процветающие компании, поскольку если нет постоянного роста прибыли это вскоре приведет к банкротству.

Эти подходы разработаны на основе существующих теорий дивидендной политики:
1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу.


2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.


4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое; реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.


5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

3. Механизм распределения прибыли акционерных компаний

Механизм распределения прибыли акцио­нерных компаний в соответствии с избранным типом дивидендной политики предус-матрива­ет следующие действия:

- на первом этапе из суммы чистой прибы­ли вычитаются формируемые за ее счет обяза­тельные отчисления в резервный и другие фон­ды специального назначения, предусмотренные уставом предприятия. Оставшаяся сумма пред­ставляет собой «дивидендный коридор», в рам­ках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики;

- на втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую. Если предприятие придержи­вается остаточного типа дивидендной политики, то на этом этапе прежде всего формируется не­обходимый фонд производственного развития;

- на третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества. Основой та­кого распределения являются избранный тип дивидендной политики и обязательства пред­приятия по коллективному договору.

Определение размера дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по фор­муле:

УДВ па= ФДВ – ВП / Кпа

где УДВПА — уровень дивидендных выплат на одну акцию; ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с типом диви­дендной политики; ВП — фонд выплаты диви­дендов владельцам привилегированных акций; К11А — количество простых акций, эмитирован­ных акционерным обществом.

Важным этапом формирования дивиденд­ной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

- Выплаты дивидендов наличными деньга­ми (чеками). Это наиболее простая и самая рас­пространенная форма дивидендных выплат.

- Выплата дивидендов акциями. Такая фор­ма предусматривает предоставление акционе­рам вновь эмитированных акций на сумму ди­видендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, ориентированных на рост ка­питала предприятия в предстоящих периодах. Другие акционеры могут продать свои допол­
нительные акции на рынке.

- Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты представляет акционерам пра­во индивидуального выбора — получить диви­денды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции.

- Выкуп акций предприятием. Он представ­ляет собой одну из форм реинвестирования ди­видендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда (или часть ее) предприя­тие скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автома­тически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повысить коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма требует согласия акционеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: