Дивидендная политика предприятия.
1. Общее понятие дивидендной политики предприятия;
2. Подходы к формированию эффективной дивидендной политики;
3. Механизм распределения прибыли акционерных компаний.
Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
При распределении чистой прибыли предприятия определенная ее часть должна быть выплачена акционерам в качестве дивиденда, дохода по ценным бумагам, которыми они владеют, а часть идет в фонд накопления и фонд инвестиций, то есть на развитие производства. Увеличение части чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов по ценным бумагам, ведет к уменьшению доли прибыли, направляемой на развитие производства.
|
|
Рациональная дивидендная политика и политика развития производства является не только внутренним интересом предприятия. Акционеры предприятия, инвестировавшие финансовые средства в его акции или иные ценные бумаги, заинтересованы, с одной стороны, в рациональной дивидендной политике с целью получения удовлетворительного размера дивидендов, а с другой стороны, в целесообразной политике развития производства объекта инвестиций с точки зрения максимизации своего дохода по инвестированным средствам (следует отметить, доход по ценным бумагам складывается как из величины дивиденда, так и из роста курсовой стоимости акций).
При распределении прибыли и выборе оптимальной дивидендной политики и политики развития производства решаются две взаимоувязанные задачи:
• максимизации совокупного достояния акционеров;
• достаточного финансирования деятельности предприятия, обеспечивающего эффективное функционирование и расширенное воспроизводство.
В определенной степени эти политики являются противоречащими друг другу. Увеличение размера выплачиваемых дивидендов, желательное для акционера, означает для предприятия выбытие (потерю) этих средств из финансовой деятельности предприятия и уменьшение средств, вкладываемых в развитие производственной деятельности. Увеличение размера отчислений из чистой прибыли на развитие производства желательно для предприятия, так как ведет к последующему росту прибыли и, как следствие, к росту курсовой (рыночной) стоимости акций предприятия, однако при этом уменьшается размер выплачиваемых акционерам дивидендов.
|
|
Предприятие не вправе волевым образом решать проблемы дивидендной политики. Есть определенные ограничения, так, финансовые обязательства предприятия в области выплаты дивидендов определяются законодательно.
По привилегированным акциям дивиденды должны быть выплачены в оговоренном при эмиссии размере.
По простым акциям дивиденды выплачиваются в последнюю очередь. Размер дивиденда рассчитывается после определения размера выплат по облигациям и привилегированным акциям. Общее собрание акционерного общества вправе принять решение не выплачивать дивиденды по простым акциям. При принятии решения о выплате дивидендов по простым акциям акционерное общество обязано их выплатить, но срок выплат не оговаривается в законодательных документах.
Предприятие вправе не выплачивать дивиденды по простым акциям и направить эти средства в другие фонды, оставить в обороте и тем самым обеспечить получение в будущем дополнительной прибыли. С другой стороны, выплата дивидендов достаточно значительной величины влияет на рыночную цену акций и тем самым повышает их цену и ликвидность, что благоприятно сказывается на положении предприятия на рынке.
Предприятие должно продуманно выработать свою экономически целесообразную дивидендную политику, основанную на аналитическом исследовании, критериях, правилах. Имеется ряд ограничений различного характера, влияющих на дивидендную политику. Эти ограничения включают:
• ограничения правового характера. В соответствии с ФЗ «Об акцио-нерных обществах» дивиденды можно выплачивать только из прибыли текущего года, что ограничивает возможности маневра для п\п;
• ограничения, связанные с недостаточной ликвидностью. По законно-дательству выплаты дивидендов не производятся, если предприятие неплатежеспособно;
• ограничения, связанные с развитием производства. Ограничение дивидендных выплат и минимальная доля реинвестируемой прибыли оговаривается в уставе;
• ограничения в связи с интересами акционеров.
Серьезным ограничением при разработке Дивидендной политики предприятия является недостаточное информационное обеспечение Рынка ценных бумаг.
В настоящее время в России стихийно складываются два основных варианта развития дивидендной политики предприятий.
Первый вариант предусматривает обязательное выделение части прибыли на выплаты дивидендов даже в условиях сложного финансового и общего экономического положения, что позволяет обеспечить:
• сохранение работников п\п, обеспечивающих его развитие;
• сохранение контрольного пакета акций в руках работников даного п\п
• создание определенного имиджа предприятия на рынке.
Второй вариант дивидендной политики ориентирован на снижение выплат дивидендов даже по привилегированным акциям. В соответствии с упомянутым Законом общее собрание может изменять устав в части правил расчета объема дивидендов по привилегированным акциям. Это позволяет увеличить массу прибыли, идущую на другие цели.
В бухгалтерской отчетности сведения о дивидендной политике предприятия находят отражение в форме № 3 «Отчет об изменениях капитала».
2. Подходы к формированию эффективной дивидендной политики
Существует три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный и агрессивный. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
Консервативный подход | 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. политика стабильного размера дивидендных выплат |
Умеренный подход | 3. политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды |
Агрессивный подход | 4. политика стабильного уровня дивидендов 5. политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Размер дивидендов определяется после удовлетворения инвестиционных потребностей организации. Преимущества этой политики – высокие темпы развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток – нестабильность дивидендных выплат, отказ от выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что от-рицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций.
|
|
2. выплата неизменной суммы дивидендов на протяжении продолжительного периода. Преимуществом является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия. Размер дивидендов устанавливается как правило на низком уровне.
3. ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов при высокой связи с финансовыми результатами. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается.
4. установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером прибыли. Недостаток – это нестабильность дивидендных выплат. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа.
5. возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом является высокая стоимость акций компании, положительный имидж. Недостатком является отсутствие гибкости и постоянное возрастание финансовой напряженности. Поэтому такой тип политики могут себе позволить только процветающие компании, поскольку если нет постоянного роста прибыли это вскоре приведет к банкротству.
|
|
Эти подходы разработаны на основе существующих теорий дивидендной политики:
1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу.
2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.
3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.
4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое; реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.
5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.
3. Механизм распределения прибыли акционерных компаний
Механизм распределения прибыли акционерных компаний в соответствии с избранным типом дивидендной политики предус-матривает следующие действия:
- на первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие фонды специального назначения, предусмотренные уставом предприятия. Оставшаяся сумма представляет собой «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики;
- на втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую. Если предприятие придерживается остаточного типа дивидендной политики, то на этом этапе прежде всего формируется необходимый фонд производственного развития;
- на третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества. Основой такого распределения являются избранный тип дивидендной политики и обязательства предприятия по коллективному договору.
Определение размера дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:
УДВ па= ФДВ – ВП / Кпа
где УДВПА — уровень дивидендных выплат на одну акцию; ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с типом дивидендной политики; ВП — фонд выплаты дивидендов владельцам привилегированных акций; К11А — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
- Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма дивидендных выплат.
- Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, ориентированных на рост капитала предприятия в предстоящих периодах. Другие акционеры могут продать свои допол
нительные акции на рынке.
- Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты представляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции.
- Выкуп акций предприятием. Он представляет собой одну из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда (или часть ее) предприятие скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повысить коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма требует согласия акционеров.