Культура и театр русского средневековья

Русское средневековье охватывает длительный период – со времени возникновения Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Процесс перехода к буржуазным отношениям в России затянулся, в социально-экономической сфере долго сохранялись пережитки средневековья – крепостное право (до второй половины XIX в.) и самодержавие (до начала ХХ в.).

К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится сильное влияние религии на все ее сферы. В условиях длительной борьбы двух укладов – патриархального и феодального – имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период двоеверия). А отсюда следовала противоречивость и двойственность всей русской культуры.

Существенными чертами средневековой культуры являлись также традиционализм и локальность (замкнутость), они соответствовали господству консервативных форм хозяйствования и разобщенности людей и земель, характерной для средневекового натурального хозяйства.

Авторитарность мышления средневекового общества – тоже характерная черта и очень живучая в России.

В художественно-эстетической области русская средневековая культура отличалась высокой духовностью, которую Русь унаследовала от Византии и «обострила» в соответствии со своими потребностями, сформировавшимися в дохристианскую эпоху.

Наконец, важнейшей чертой культуры средневековья является ее символичность: книжность и живопись, зодчество и фольклор – весь мир культуры полон символов и их толкований.

Следование канону – также существенная черта средневекового искусства.

Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов на протяжении многих тысячелетий. Термином «язычество» обозначают целый круг явлений, которые входят в понятие «ранние формы религии». Особенность язычества в том, что новые верования не вытесняют старые, а наслаиваются на них.

В развитии славянского язычества различают три этапа.

На первом этапе славяне поклонялись злым и добрым духам (упырям и берегиням), управляющим стихиями (водными источниками, лесами и т.д.). Люди верили, что божество живет в различных предметах или явлениях, что животные и даже растения имеют бессмертную душу.

На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожан и цам. Род – это древнее земледельческое божество Вселенной, а рожан и цы – божества благополучия и плодородия. Род распоряжался дождем и грозой, с ним у славян связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, поэтому слово урод означало урожай (урод илось). Праздник Рода и рожан и ц – это праздник урожая. Род, по представлениям древних славян, давал жизнь всему живому, отсюда – целый ряд понятий: на род, при род а, род ня и др. С основанием в Киеве единого пантеона языческих Богов, а также во времена двоеверия значение Рода снизилось – он стал покровителем семьи, дома.

На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почиталсяБогом грозы.

В доперуново время важнейшимиБогами считались следующие:

Сварог – Бог неба и небесного огня. Его сыновья – Сварожич – бог земного огня и Даждьбог – Бог солнца и света, податель всех благ. Другими солнечными Богами, которые у разных племен носили разные имена, были – Ярило, Хорс. Имена некоторых Богов связывают с почитанием солнца в разные времена года – Коляда, Купало, Ярило.

Стрибог считался Богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). В е лес (Волос) являлся покровителем скота и Богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. В дружинной среде Велес считался Богом музыки и песен, покровителем искусства (в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван в е лесовым внуком). Культ В е леса был распространен во всех славянских землях. Спутницей Велеса, по народным преданиям, была Богиня М о кошь (М а кошь, М о коша, М о кша). Она считалась Богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Даже после принятия христианства женщины еще долго поклонялись М о коши.

Местом отправления культа служили к а пища, тр е бища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили жертвы Богам.

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич (с 969 г князь новгородский, с 980 г. – великий князь киевский) в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической (т.е. единобожной) религии. В пантеон Богов, единый для всей Руси, были включены Боги, наиболее почитаемые всеми племенами. Главное место в иерархии Богов было отдано Перуну. Но реформированное язычество сохраняло первобытное равенство Богов, не способствовало формированию новых форм морали и права, которые изменялись с изменениями в общественно-политической сфере.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла свое прибежище в фольклоре, прикладном искусстве. Взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и созданию самобытной культуры средневековой Руси.

С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Загов о ры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие и др.), пословицы и поговорки, отражающие древний быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали «стар и ны» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром–Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X – XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: