Тема 5 Коммерческие связи в оптовой торговле

Раздел 1 Системный подход к формированию хозяйственных связей в оптовой торговле

Тема 5 Коммерческие связи в оптовой торговле

Хозяйственные связи — неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включающая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между поставщиками и покупателями. Их рациональность является условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения. Система хозяйственных связей торговли с промышленностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции, они считаются установленными при заключении договора (контракта).

Рациональные хозяйственные связи способствуют:

• эффективному развитию экономики;

• сбалансированности спроса и предложения;

• своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.

Система хозяйственных связей включает:

• участие торговых организаций и предприятий;

• разработку промышленными предприятиями (фирмами) планов производства товаров посредством представляемых заявок и заказов;

• заключение хозяйственных договоров;

• контроль за соблюдением договорных обязательств;

• применение экономических санкций;

• участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;

• проверку качества поставляемых товаров;

• установление оптимальных финансовых взаимоотношений;

• применение административно-правовых норм и др.

Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

В хозяйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.

Рис. 19. Классификация хозяйственных связей

Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промышленностью и непосредственных участников. Подготовительные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, рыночных товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и заказов торговли на производство, потребность и поставку товаров, прикрепление торговых организаций и предприятий к поставщикам, изучение и определение источников и поставщиков — производителей товаров, чья продукция не распределяется в плановом порядке, и др.

Этап оформления хозяйственных связей представляет собой принятие участвующими в них организациями и предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме соглашений договоров поставки, заключаемых между организациями и предприятиями оптовой и розничной торговли и промышленности. Соглашения обеспечивают организацию длительных хозяйственных договорных связей, определяют их структуру. Заключенные договоры поставки обеспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей, предварительно определенной плановыми и оперативными органами управления торговлей (в отношении централизованно распределяемых ресурсов товаров) или складывающейся (по ресурсам нераспределяемых товаров) на основе самостоятельного выбора поставщиков товаров оптовыми покупателями. Заключение договора поставки означает осуществление оптовой закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адреса получателей.

Этап функционирования хозяйственных связей представляет собой процесс выполнения участниками этих связей взятых на себя в соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары. Необходимость скорейшего приспособления розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. В этом отношении особую актуальность приобретают прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров. Под прямыми договорными связями подразумеваются непосредственные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров: изготовитель — это организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации; покупатель — торговое предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующий товары оптом или в розницу.

В потребительской кооперации под прямыми хозяйственными связями понимаются непосредственные договорные отношения кооперативных оптовых или розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров без участия других коммерческих посредников.

Организации прямых договорных связей розничных торговых предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров простого ассортимента представляют собой наиболее рациональную и экономически целесообразную форму организации хозяйственных связей. Организация прямых договорных связей розничных предприятий с производственными предприятиями по поставкам товаров сложного ассортимента чрезвычайно затруднена в силу ряда организационно-экономических, торговых, транспортных и др. факторов (необходимость подсортировки изделий на оптовых складах, поставка товаров большими партиями, сужение ассортимента, величина розничного товарооборота, удаленность поставщиков от розничной сети и др.).

Поэтому роль оптовых звеньев в снабжении товарами сложного ассортимента розничных торговых предприятий остается в рыночной экономике достаточно высокой.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров немыслимо без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника. Однако в условиях рыночного развития должны измениться и функции оптовой торговли. С одной стороны, они будут усложняться, а с другой — персонифицироваться. По отношению к клиентам-покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:

• оценка потребностей и спроса;

• преобразование промышленного ассортимента в торговый;

• хранение товарных запасов;

• кредитование;

• концентрация товарной массы;

• информационное и консалтинговое обслуживание.

По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли должны состоять в следующем:

• концентрация коммерческой деятельности;

• поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

• инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

• минимизация коммерческого риска;

• маркетинговое обслуживание.

От того, как оптовые звенья будут выполнять указанные функции, в значительной степени будут зависеть и стимулы к производству товаров, решение актуальных проблем организации рациональных хозяйственных связей по поставкам товаров. Поэтому важной задачей оптовых предприятий является установление прямых договорных связей с предприятиями-изготовителями по товарам сложного ассортимента. Прямые договорные связи в широком смысле — это договорные отношения изготовителей-потребителей; в потребительской кооперации — кооперативных организаций (в том числе оптовые) с промышленными предприятиями. Особую значимость имеют длительные прямые договорные связи (не менее 2 лет), так как они обеспечивают:

• стабильность в поставке;

• большую правовую гарантию.

В условиях рыночной экономики установление прямых договорных связей — важнейшая задача развития оптимальных связей по поставкам товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: