Стандарты качества в управленческой деятельности

Качество изделия - это не только определенный уровень технической базы, технологии, экономики, организации производства и культуры, но и соответствующий уровень профессионализма и культуры управленческих отношений. Недостаточное внимание к методологии и процессу управления может снизить или свести к нулю эффект от использования самой современной технологии. Традиционно многие руководители связывают качество продукции в первую очередь с технологией ее производства и квалификацией персонала, то есть с некоторой статикой. Однако, достижение необходимого качества связано с постоянным, динамическим процессом по совершенствованию этого качества, который получил название "управление качеством".

"Управление качеством" имеет три варианта реализации.

Рис.1. Варианты стратегий управления качеством продукции: А - системный, Б - комплексный, В - локальный.

Первый вариант "А" предполагает системный подход, когда первостепенное значение приобретает общее качество управленческой деятельности, а затем - качество технологии производства.

Второй вариант "Б" предусматривает комплексный подход. Он основан на приоритете качества тех элементов производства и управления, которые непосредственно влияют на качество продукции.

Третий вариант "В" - локальный подход, в котором основное внимание уделяется технологии производства. Вариант "В" самый распространенный и методически хорошо разработан.

Вариант "Б" только внедряется и для него существует набор стандартов как на технологии производства, так и на систему управления качеством продукции например, ISO 9000. А Вариант "А" - это перспектива развития компании.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как "пригодность к действию". Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности, надежности и т.д.

Качество продукции может быть оценено тремя способами:

по собственной методике компании. Методика может основываться на статистике возвратов, гарантийного ремонта, записях в книге жалоб и предложений и других параметрах внешних и внутренних оценок продукции;

по отношению к качеству некоторого образца, принятого за эталон, например, изделие или процесс "А" лучше, чем "Б" (метод " бенчмаркинг"). При этом оценка качества имеет также относительный характер, например, лучше выставочного образца, ниже общепринятого качества в данной отрасли и т.д. Данный способ оценки требует от специалистов постоянного внимания к текущим параметрам образца, принятого за эталон. Способ является очень опасным, т.к. приоритеты потребительского спроса не везде являются одинаковыми;

по отношению к международному или национальному стандарту. Способ является весьма эффективным при полной проработанности стандартов, форм отчетности и системы профессионального аудита на ключевые элементы составляющие либо саму продукцию, либо на процессы и комплектующие, формирующие продукцию.

Таким образом, каждый способ оценки качества продукции имеет сферу эффективного применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: