Проблемы создания геоинформационных систем для лесного хозяйства

В настоящее время ГИС-технологии изготовления и применения лесных карт еще не нашли широкого практического применения в лесном хозяйстве России. Основными причинами являются недостаток технических и программных средств, отсутствие финансовых возможностей для их приобретения, низкая компьютерная грамотность отраслевых специалистов. Тем не менее, тенденции мирового развития информационных технологий и их приложения к процессам управления свидетельствует о неизбежности и необходимости широкого применения ГИС в лесном хозяйстве России. Чрезвычайная актуальность вопросов разработки и создания ГИС для лесного хозяйства вытекает не только из принятых федеральных законодательных актов, но и из утвержденной 20.12.95 г. «Концепции информатизации лесного хозяйства России», а также «Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» /1995/ и других утвержденных в последние годы отраслевых документов.

Рассмотрим сложившееся в отрасли положение при изготовлении и применении карт на некоторых примерах.

Вследствие приведения всех лесов России в известность, из года в год сокращаются объемы геодезических работ, все шире в качестве основы используются планшеты и картографические материалы прошлых лесоустройств на бумажных носителях. Однако хорошо известно, насколько резко теряются показатели точности бумажных карт со временем. В таких условиях применения традиционной технологии очень трудно выполнять требования к объему и точности планово-картографических материалов лесоустройства. В то же время средства современных ГИС позволяют автоматизировать методы построения карт с использованием стереофотограмметрического дешифрирования аэрокосмических изображений и геодезических измерений, совмещать их с любыми картографическими материалами, резко увеличить производительность геодезических работ с использованием геопозиционирования и электронной тахеометрии, вводящих данные непосредственно в ГИС и т.д.

В новой лесоустроительной инструкции записано, что обязательное условие проведения непрерывного лесоустройства – ежегодная (или текущая) актуализация повыдельных банков таксационных данных, созданных на персональных ЭВМ во время базового лесоустройства. Корректно выполнять эту работу без применения ГИС практически невозможно. Внедрение методов геопозиционирования будет способствовать дальнейшему увеличению оперативности и точности проведения актуализации планово-картографических материалов.

Регулярная работа с бумажными картами и пространственный анализ лесного фонда в лесхозе резко затруднены не только вследствие ограниченной информации, наносящейся на планшетах и планах лесонасаждений, но и просто приводит к их физическому старению. Начавшееся внедрение в практическую деятельность многих лесхозов персональных компьютеров (ПК), благодаря их возрастающей мощности и доступным ценам, позволяет уже в настоящее время рекомендовать широкое использование ГИС для управления лесным хозяйством. Обычная карта отступает на второй план перед познавательной и конструктивно-аналитической деятельностью в компьютерной системе, в которой пространственная визуализация данных (тем или иным способ отобранных в базе данных в результате запросов) служит посредником в диалоге между пользователем и ЭВМ.

Государственный лесной кадастр.

Государственный лесной кадастр является составной частью Единого государственного кадастра России (1995 г.). Он ведется Федеральной службой лесного хозяйства России по системе, единой для всей территории Российской Федерации.

В настоящее время ведение государственного лесного кадастра осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Гослесхозом СССР в январе 1985 года. На ее основе и на базе Основ лесного законодательства был разработан проект Федерального закона о Государственном лесном кадастре. В соответствии с этим законом лесной кадастр действует на территории лесного фонда Российской Федерации как государственная система регистрации, учета и оценки участков лесного фонда, содержащая сведения об их правовом, пространственном, хозяйственном, природном состоянии. Государственный лесной кадастр предназначен для регулирования лесоэкономических отношений и защиты прав их субъектов (лесовладельцев, лесопользователей и др. лиц).

Государственный лесной кадастр представляет собой систематизированную на единой информационной основе, периодически обновляемую совокупность данных о лесных ресурсах. Он ведется Федеральной службой лесного хозяйства России по участкам лесного фонда, предназначенным для первоочередного хозяйственного освоения.

Составные части государственного лесного кадастра в структурном плане представляются четырьмя самостоятельными разделами:

· сведения о владельцах лесных ресурсов и лесопользователях, включая арендаторов;

· сведения о наличии лесных ресурсов;

· сведения об использовании и динамике лесных ресурсов;

· экономическая (в т. ч. стоимостная) оценка лесных ресурсов.

Данные государственного лесного кадастра являются федеральной собственностью. Держателем банка кадастровых данных является Федеральная служба лесного хозяйства России и ее органы на местах. Предоставление кадастровой информации пользователям возлагается на кадастровые бюро системы Федеральной службы лесного хозяйства России.

Кадастровая оценка участков лесного фонда складывается из оценок земли, древесного запаса и других ресурсов, включая средозащитные функции леса. Лесной кадастр формируется на базе оценки первичной хозяйственной и учетной единицы лесоустройства – таксационного выдела. Это участок лесного фонда, однородный по таксационной характеристике. Информация о нем служит исходным материалом для кадастра нижнего уровня – уровня лесхозов (административных районов). Лесокадастровая информация на уровне лесхоза обеспечивает потребности органов управления лесным хозяйством вышестоящих уровней.

Следует заметить, что по сложившейся практике разделение территории лесного фонда на лесхозы не совпадает с границами административных районов. Кроме того, структура лесхозов в зонах интенсивного освоения лесных ресурсов часто была подвержена периодическим изменениям. Это рождает значительные трудности при учете лесного фонда и ведении лесных кадастров. В настоящее время начата работа по постепенному приведению границ лесхозов к границам административных районов, однако она не может быть выполнена в короткие строки.

Направления использования государственного лесного кадастра:

· оценка состояния лесных ресурсов в динамике;

· финансовая компенсация органам управления лесным хозяйством за изъятие земель из лесного фонда;

· финансовая компенсация органам управления лесным хозяйством за поврежденные и погибшие лесные насаждения (и др.).

Картографические материалы лесоустройства наряду с таксационными описаниями являются одним из основных источников данных при формировании лесного кадастра.

Выходной информацией лесного кадастра являются документы двух видов: текстово – табличная форма и картографический материал (план, чертеж границ), содержащий информацию о пространственном положении и границах объектов лесного кадастра, с указанием географических координат. Картографический материал должен обеспечивать юридическое отображение границ объекта на карте и графическую пространственную привязку географических объектов (масштабы, проекции, системы координат). Состав и содержание геодезических материалов должны обеспечивать решение расчетных задач, формирование необходимых графических документов, а также создание кадастровых карт соответствующих участков лесного фонда и их обновление. Законом предусмотрено ведение дежурной кадастровой карты земель лесного фонда. Она создается и ведется в целях наглядного отображения места, размеров и границ участков лесного фонда, отслеживания изменений в их конфигурации при разделении, слиянии и образовании новых объектов, а также в результате воздействия природных и иных факторов. На каждом участке на карте проставляется его кадастровый номер, который ему присваивается в государственной кадастровой книге.

Хотя в законе имеются лишь общие замечания о целесообразности использования информационной систем и технологий для ведения лесного кадастра и ГИС – технологии не выделяются, тем не менее их место и роль в общей системе ведения государственного лесного кадастра вполне очевидны.

В Концепции формирования и ведения лесного кадастра выдвигается требование совместимости данных государственного лесного кадастра с кадастрами других природных ресурсов за счет использования унифицированной геодезической основы, систем классификации и кодирования, согласованных форматов и структур данных. В проект закона это требование вошло в смягченной форме как заявление о целесообразности увязки лесного кадастра с комплексным территориальным кадастром природных ресурсов.

Нормативно-правовой акт по закреплению прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, должен формироваться в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, опираясь на статью о государственном лесном кадастре и прочие соответствующие статьи лесного закона. В акте предусмотрено выделение участков лесного фонда как объектов лесных отношений, но оговорено, что право пользования ими устанавливается гражданским и земельным законодательством. Лесному хозяйству делегировано нижеследующее: аренда участков лесного фонда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование участками лесного фонда.

Подготовлена методика выделения участков лесного фонда, основанная на принципах участкового метода лесоустройства. Заложено 12 пробных площадей для качественной оценки леса.

Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» (статья 4) предусмотрено учитывать стоимость земли в составе лесных ресурсов.

Формирование участка лесного фонда, подлежащего кадастровой оценке, происходит в случае его передачи юридическим или физическим лицам по договорам аренды (сервитута). Участок считается окончательно сформированным, если он имеет установленные линейные размеры, обозначенные межевыми знаками границы, позволяющие отграничить участок в натуре от других и определить его местоположение. Юридически сформированным считается участок после утверждения его юридических границ на плане (чертеже) и регистрации участка в государственном лесном кадастре в порядке, определенном законом о государственном земельном кадастре.

Формирование участка лесного фонда с расположенными на нем объектами недвижимости осуществляется как объекта недвижимости, прочно связанного с землями лесного фонда, передаваемого в аренду (сервитут) одновременно с участками, на которых он расположен, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. В лесном фонде актуально выявление лесных ресурсов и таксационная оценка участков с недвижимостью.

К недвижимости (недвижимому имуществу) законодательством отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

Участок лесного фонда не ограничивается только его территориальными границами на поверхности земли и включает все, что находится над и под поверхностью земли. Собственник участка вправе использовать все его пространство, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Формирование участка под объектом недвижимости с целью его передачи в аренду (сервитут) не производится, если ни одна из сторон не потребует иного или договорные обязательства не повлекут необходимость формирования временного участка, занятого объектом недвижимости.

В условиях децентрализованного учета и анализа лесохозяйственного производства очень важна информация об участках, намеченных под освоение древостоев рубками главного и промежуточного пользования и перспективы лесовосстановления, в силу организационно-экономического и экологического значения ведения производственной деятельности и выдачи сертификатов качества.

Государственным лесным кадастром формируется правовое обеспечение и дается предписание:

· по проверке и контролю лесорубочных билетов на основе материально-денежной оценки лесосек и назначению попенной платы в условиях рыночной экономики;

· по правильному определению, без потерь, лесных ресурсов;

· по действенному контролю состояния лесосек и соблюдению правил рубок леса;

· контролю дохода за счет эффективной организации лесозаготовок;

· по извлечению прибыли за счет рационального подбора лесосек в рубку;

· минимизации потерь производительности лесов;

· по выходу качественной продукции в соответствии с сертификатом;

· предписание окупаемости затрат на проведение лесовосстановительных работ за счет продажи отводимых делянок;

· по нормативным срокам восстановления лесокультурного фонда.

Целью правового акта кадастровой оценки лесосечного и лесокультурного фондов должно служить получение лесного дохода и прибыли за счет эффективной организации производства по фазам набора лесосек, проведению лесозаготовок, естественному и искусственному лесовосстановлению. Проверка исполнения проводится в сфере использования и применения мониторинга лесов.

Первичными объектами учета являются участки покрытых лесом земель и площади мозаичного опустынивания территорий, требующих искусственного лесовосстановления, соответственно включаемых в лесосечный и лесокультурный фонд земель. Исходным основанием для подготовки и корректировки при оформлении кадастровых дел при формировании выделения участков служит проект организации и ведения лесного, составленный лесоустройством по конкретному лесхозу и опытному лесному хозяйству (опытному лесхозу). Выбранные для эксплуатации ГИС-технологии нами разделяются на: картографические, перспективные для целей мониторинга и решения задач геодезии.

Предметом разработок служит установление государством требований по восстановлению экологических условий произрастания лесов и предотвращению мозаичного опустынивания территорий, сохранению и сбережению лесных богатств за счет рационального использования лесных и земельных ресурсов. Подготовительные мероприятия в лесхозах могут быть отражены или представлены в качестве примера развития арендных отношений, технологией отвода и таксации лесосек под рубки главного пользования и рубки ухода.

Оформление документации должно осуществляться на бумажных и электронных носителях информации с использованием персональных компьютеров и применением автоматизированного рабочего места специалиста.

При обработке информации может быть использована унификация решений с использованием табличных процессоров, визуальный и программно задействованный контроль грубых ошибок, допущенных при подготовке исходной информации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» проводятся работы по организации ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на землях лесного фонда, находящихся в ведении бывшего Рослесхоза.

Государственный кадастр ООПТ является официальным документом, который содержит сведения обо всех ООПТ федерального, регионального и местного значения, необходимые для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов (Российской Федерации).

Кадастр ООПТ ведется в целях:

· учета и оценки состояния природно-заповедного фонда Российской Федерации и ООПТ разного ранга;

· определения перспектив развития системы таких территорий;

· повышения эффективности функционирования системы ООПТ по поддержанию экологического баланса регионов;

· усиления государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны;

· учета кадастровой информации при планировании социально-экономического развития регионов и осуществлении хозяйственной деятельности.

Кадастр решает задачи накопления и систематизации данных о существующих и перспективных ООПТ и мониторинга ООПТ; анализа состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения; обеспечения информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.

Настоящий кадастр составляется по ООПТ на землях лесного фонда, находящихся в ведении федерального государственного органа управления лесным хозяйством. Он является частью государственного кадастра ООПТ, составление которого было возложено на Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологию России).

В связи с тем, что ООПТ на землях лесного фонда являются лесными, в дальнейшем наряду с ООПТ возможно использовать термин «особо охраняемые лесные территории» (ООЛТ).

В целях реализации действующего законодательства к ведению государственного кадастра ООЛТ были разработаны (с учетом специфики ООПТ, существующих на землях лесного фонда) Типовая форма хранения и представления информации по особо охраняемой лесной территории на землях лесного фонда и методические указания по ее заполнению.

Форма содержит стандартный набор характеристик ООЛТ и заполняется на каждую существующую ООЛТ федерального, регионального и местного значения, находящуюся на территории субъекта РФ, а также на перспективные ООЛТ, целесообразность организации которых признана органам исполнительной власти субъекта РФ. Заполнение формы осуществляется с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ).

Помимо ООПТ, перечень которых приводится в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», не менее важное природоохранное и экологическое значение имеют ряд категорий защитности и особо защитные участки (ОЗУ): заповедные лесные участки, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, генетические резерваты, участки леса в местах обитания и распространения реликтовых, эндемичных, ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных и т. п.

Отмеченные категории защитности и ОЗУ по своему природоохранному значению и выполняемым функциям (выделяются в целях сохранения ценных, уникальных и типичных природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, имеющих преимущественно научное, мемориальное, природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение) близки к ООПТ и играют существенную роль в экологическом каркасе регионов.

Усиление роли этих категорий позволит сохранить на большей площади как биологическое разнообразие, так и их уникальные функции.

Указанные категории защитности (во всяком случае, наиболее ценные из них) являются резервом для включения их в ту или иную категорию ООПТ, тем более, что они уже выделены в «натуре» и имеют аналогичный с ООПТ режим охраны и ведения в них лесного хозяйства.

После того как вся кадастровая информация по отдельным объектам ООЛТ будет сгруппирована по субъектам РФ, а в них – по категориям ООЛТ, можно будет провести полный анализ, оценку, учет недостатков, унификацию имеющихся данных, сравнить с материалами прошлых лет, исправить и дополнить недостающими объектами и в конечном счете подготовить кадастр к использованию в работе.

В соответствии с проектом закона о государственном лесном кадастре работы по ведению кадастра, выполняемые в интересах Федеральной службы лесного хозяйства России, осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Работы по ведению кадастра в интересах субъектов Российской Федерации осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных средств соответствующего субъекта Российской Федерации и входящих в его состав административно-территориальных единиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: