Отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере государственного кредита:
1) обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу);
2) денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов государственной власти и используются на публичные, социально значимые цели, т.е. госкредит (заем) не имеет конкретного целевого характера;
|
|
3) привлеченные денежные средства представляют собой дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, т.е. поступают в бюджетный фонд;
4) источником погашения государственных займов служат средства государственного бюджета или новые займы;
5) посредством госкредитных отношений государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящиеся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета;
6) госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, составляющим государственную казну;
7) государственный заем (кредит) по сути не может быть не исполнен, так как заемщик (государство) обладает исключительным правом эмиссии денег. Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением, как правило, целевого характера муниципальных займов).
Приведенные сущностные черты государственного кредита позволяют отличить его от банковского кредита, возникающие в этой сфере финансовые правоотношения — от гражданских.
В сферу государственного кредита входят отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, в некоторых случаях и Банком России по поводу предоставления кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряд других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства носящих имущественный (денежный) характер, что является их отличительной особенностью как разновидности финансовых Правоотношений. В области муниципального кредита соответствующие правоотношения складываются по поводу финансовых ресурсов муниципального образования. В правоотношениях по госкредиту, как и в других финансовых отношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (как заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной отношений могут быть любые субъекты финансовых правоотношений. Участниками правоотношений по государственному внешнему долгу являются иностранные государства, международные организации и иные субъекты международного права. Участие представительных и исполнительных органон власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в госкредитных правоотношениях закреплено Конституцией РФ (ст. 75) и БК РФ (гл. 14, 15). правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным долгом РФ; именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений на соответствующем уровне являются органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.
|
|
В этих правоотношениях участвуют также Банк России, Минфин России. Центральный банк РФ совместно с Правительством РФ представляет предложения по государственному кредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Банк России возложена и функция по обслуживанию госдолга РФ, по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам. В соответствии с БК РФ (ст. 119) Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга[47].
Минфин России проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; осуществляет операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ и т. п.