Формирование и размещение страховых резервов

Имущество страховой компании делится на две части:

- страховые резервы;

- собственные средства страховщика.

Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.

По существу, возможности страховщика по распоряжению средст­вами резервов состоят в следующем:

- страховщик выплачивает из этих средств страховое возмещение или обеспечение;

- по окончании действия договора страхования часть резервов, со­ответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика и при этом переходе облагается налогом на прибыль; размер этой части рассчитывается по специальной фор­муле и зависит от того, произошла или не произошла выплата по этому договору, и от других причин;

- средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств, вкладываются в различные объекты инвестиций с целью получения прибыли; т.е., что эта часть средств резервов «размещается».

Это означает, что распоряжаться средствами резервов страхов­щик не может.

У страховщика, как известно, два основных источника дохода — стра­ховая премия и доходы, полученные от инвестирования имеющихся финансовых ресурсов. Кроме того, страховщики еще иногда выполня­ют функции страховых брокеров для других страховщиков и получают за это комиссию. Есть и некоторые другие источники, но они незна­чительны. Основных же два — премия и инвестиции.

Все доходы, которые получает страховщик в соответствующем пе­риоде, делятся на те самые две составляющие, о которых говорилось ранее: часть доходов отчисляется в резервы, а оставшейся частью страховщик распоряжается по своему усмотрению. Резервы бывают нескольких видов, и размеры отчислений в резервы не являются произвольными и не зависят от воли страховщика, а устанавливаются страховым над­зором в зависимости от вида резерва. Часть дохода, которая отчисля­ется в резервы, исключается из налогооблагаемой прибыли страхов­щика, и он не может распоряжаться резервом по своему усмотрению, а только лишь в соответствии с правилами, которые также устанавли­вает страховой надзор[65].

Во всех странах, где развито страхование, государство регули­рует размещение средств страховых резервов. При этом преследуются две цели.

Первая — ограничить инвестиции сферой национальной экономи­ки. Поэтому еще в начале века в большинстве государств существова­ло требование помещать определенную часть средств страховых резе­рвов в государственные фонды и ценные бумаги.

Вторая — соблюдение при размещении средств резервов четырех основных принци­пов:

- прибыльности;

- возвратности;

- ликвидности;

- диверсификации.

Прибыльность и возвратность — простые принципы. Понятно, что деньги должны приносить прибыль, и понятно, почему любая переда­ча денег из средств резервов должна предусматривать возможность их возврата.

Ликвидность означает возможность быстро превратить объекты инвестиций, в которые вложены деньги, в сами деньги. Диверсификация означает принцип, согласно которому «не нужно складывать все яйца в одну корзину», а нужно стараться размещать резервы в различные объекты. При этом случайности рынка меньше влияют на общее финансовое поло­жение страховщика.

В соответст­вии с Правилами, утвержденными Минфином, разрешается разме­щать средства резервов в следующие объекты инвестиций:

- в ценные бумаги, в том числе государственные, в векселя банков, акции, облигации и др.;

- в депозитные банковские вклады;

- в некоторые валютные ценности — иностранную валюту, драго­ценные металлы;

- в недвижимость с целью сдавать ее в аренду и получать доход либо с целью последующей продажи с доходом;

- в уставные капиталы других организаций (при этом следует иметь в виду, что это размещение должно быть потенциально прибыль­ным, т.е. для каждого такого вложения должен существовать биз­нес-план, из которого было бы видно, что это вложение будет приносить доход);

- часть резервов должна оставаться на расчетном счете, чтобы обес­печивать текущие выплаты.

Виды страховых резервов:

1)Незаработанная премия

Страховая премия — это плата за оказание страховой услуги, заплаченная авансом, так как платится она в начале действия договора страхования, а услуга оказывается в течение всего срока действия договора. Отсюда и происходит термин «незаработан­ная премия» — премия-то получена, но услуга, за которую она запла­чена, еще как бы не оказана. Но это только термин для обозначения соответствующего страхового резерва.

В дальнейшем, когда премия становится заработанной, а страховая услуга оказанной, средства, отчисленные в резерв незаработанной премии (РНП), переходят из резе­рвов в доход страховщика, облагаются налогом на прибыль и стано­вятся его собственными средствами. Для некоторых видов договоров незаработанная премия переходит в доход постепенно в течение всего срока действия договора страхования, а для некоторых — сразу после окончания срока его действия.

2) Резервы для урегулирования убытков

Как только страховщику стало известно о страховом случае (а страхо­ватель, как мы знаем, должен незамедлительно ему об этом сооб­щить), страховщик создает резерв заявленных, но не урегулированных убытков (РЗНУ) и начинает процесс урегулирования, в результате ко­торого либо производится выплата, либо в выплате отказывается, а соответствующие средства резерва либо списываются на выплату, либо возвращаются в доход страховщика. РЗНУ существует только с момента заявления страхователя до окончательного урегулирования вопроса о выплате. Величина этого резерва равна размеру потенциаль­ной выплаты плюс 3% от этой суммы для расходов на проведение про­цесса урегулирования.

3) Резерв предупредительных мероприятий (РПМ)

Назначение этого резерва ясно из самого его названия. Мы знаем, что отчисления в этот резерв предусмотрены специально в структуре тарифной ставки. Эта надбавка к нетто-ставке имеет целевой харак­тер, и поэтому расходование средств из этого резерва строго контролируется органом страхового надзора. Существует специальное по­ложение, регламентирующее направления расходования средств РПМ. Перечень предупредительных мероприятий, на которые идут эти средства, согласуется со страхователем. Собственно, и сами ме­роприятия должны проводиться у страхователя, а страховщик лишь финансирует их из средств созданного РПМ. Таким образом, часть страховой премии, уплаченной страхователем, возвращается ему в форме финансирования мероприятий по предупреждению страхо­вых случаев.

Кроме того, в страховой компании образуются резервы по всем видам страхования, которыми она занимается, например:

Резерв по накопительному страхованию жизни рассчитывается на ос­нове нетто-премии и годовой нормы доходности, примененной при расчете тарифной ставки. Способ расчета простой. Поскольку, в отли­чие от резервов по рисковым видам, резерв по страхованию жизни накапливается, то для его расчета берется величина резерва на начало какого-то периода RH, к ней прибавляется величина прироста резерва за этот период AR, вычитается сумма произведенных выплат за этот же период Vn получается величина резерва на конец периода RK:

RK=RH+AR-V

Собственные средства страховщика и его финансовая устойчивость

Финансовая устойчивость страховщика определяется, во-первых, его резервом платежеспособности, т.е. величиной собственных средств, а во-вторых, степенью защищенности от катастрофических случайностей, т.е. качеством страхового портфеля.

Платежеспособность страховщика нормативно регулируется во всех странах с развитым страховым рынком. Первая Директива Совета Европейских сообществ от 24.07.1973 в ст. 16 устанавливает, что каждое государство — член Сообщества обязывает страховую компанию, созданную на его территории, формировать резерв платежеспособности, соответствующий объему деятельности предприятия. На основании этой Директивы в России Росстрахнадзором 30.10.1995 была издана Инструкция № 20-02/20 о порядке расчета нормативного соотноше­ния активов и обязательств страховщика,в которой приводится спо­соб расчета резерва платежеспособности и его нормативных значений, ниже которых он не должен опускаться. В случае снижения резерва платежеспособности разрабатывается и реализуется план финансово­го оздоровления, а в случае, если и он не сработал, орган страхового надзора предлагает другим страховщикам взять в той или иной форме под свою ответственность «больную» страховую компанию.

Банкротство страховщиков и в России, и в странах ЕЭС — явление довольно редкое. Органы страхового надзора делают все, чтобы его избежать. Страховщики, со своей стороны, стремятся поддерживать в обществе репутацию своей профессии и часто «вытаскивают» попав­шего в беду товарища.

Для создания резерва платежеспособности (собственных средств) существует только два источника:

- уставный капитал;

- прибыль, полученная страховщиком от его деятельности.

По балансу страховщика, в частности, по показателям общей балансовой прибыли до налогообложения, прибыли за счет страховой премии и прибыли от инвестиций, можно увидеть, как работает страховщик и за счет чего он имеет свою основную прибыль – за счет страхователей, за счет грамотного управления имеющимися у него финансовыми ресурсами или вообще от посторонней деятельности.

Страховой портфельеятельности.вестиций, можно увидеть, как работает страховщик и за счет чего он имеет свою основную па счет страховой премии и

Страхование только одного вида интересов от одинаковых опасностей повышает вероятность катастрофических убытков, а страхование разных интересов и от разных опасностей – понижает ее. Совокупность видов страхования, которые проводит страховая компания, и количество заключенных договоров по каждому виду и составляют страховой портфель страховщика. Чем больше различных видов интересов застраховано, чем шире портфель, тем надежнее работа компании, тем меньше вероятность катастрофических убытков. Однако чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень во всех направлениях страхования, требуются очень большие затраты на подготовку кадров. А уменьшение затрат и сокращение кадров требует универсализации работников, что влечет снижение их квалификации в каждой конкретной области. Искусство балансировать между этими двумя факторами – одна из составляющих частей страхового маркетинга[66].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: