Государственная региональная политика
ЛЕКЦИЯ № 5
Этапы развития современной региональной политики
Первый этап (30-е годы XX в.) – региональные мероприятия проводились в основном в Великобритании и США как часть чрезвычайных антикризисных мер по активному воздействию государства на развитие проблемных районов.
Второй этап (конец 40-х – конец 50-х гг. XX в.) – подъем региональной политики в странах Западной Европы.
Третий этап (конец 50-х – середина 70-х гг. XX в.) – расцвет региональной политики – она становится основным направлением регулирующей деятельности государства.
Четвертый этап – (середина 70-х – начало 90-х годов XX в.) – спад региональной политики, снижение приоритета целей регионального характера в государственном регулировании.
Пятый этап (с начала 90-х годов XX в.) – становление наднациональной региональной политики в рамках крупных макрорегионов мира.
Цели региональной политикипри всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью
|
|
Главные экономические цели региональной политики
· оживление производства в депрессивных регионах,
· создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства,
· повышение конкурентоспособности регионального производства,
· усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д.
Главные социальные цели региональной политики
- увеличение занятости,
- рост доходов населения,
- улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах,
- расширение доступности общественных благ и т.д.
Принцип социальной справедливости в региональном аспекте состоит в том, что граждане и социальные группы должны иметь равные возможности получения работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания
Стремления к экономической эффективности и социальной справедливости в территориальном развитии страны могут быть как совместимыми, так и конфликтными
· между «территориальной справедливостью» и экономической эффективностью наблюдается обратно пропорциональная зависимость,
· территориальная справедливость приносит не только негативные, но и позитивные эффекты
Институты регулирования регионального развития
· государственные органы исполнительной власти;
· высшие законодательные органы власти;
· консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации;
· государственные корпорации (компании) регионального развития;
· координирующие организации-ассоциации.
Ни в одной стране нет монополии какого-либо одного центрального государственного органа, ответственного за регулирование регионального развития
|
|
· Германия — Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства
· Италия — Министерство по делам регионов
· Испания — Генеральный административный совет по планированию
· Нидерланды — Министерство жилищного хозяйства, физического планирования и охраны среды
· Австралия — Комитет по городам, на который возложены задачи физического планирования
· США — Администрация экономического развития, (Министерство торговли)
· Россия – Министерство регионального развития РФ
· Германия — Комитет по пространственной организации, Конференция министров по пространственной организации, Консультативный комитет по пространственной организации, Агентство по строительству и пространственному планированию
· Франция — Делегация по обустройству территории и региональному развитию (ДАТАР), Межведомственный комитет по обустройству и развитию территории (СИАДТ), Национальный комитет по обустройству территории (КНАДТ), Фонд обустройства и развития территории (ФНАДТ)
· США — Национальная ассоциация региональных советов
· Россия — Совет по изучению производительных сил (СОПС)
Регион р. Теннесси
Главная цель «Администрации долины Теннесси» (TVA) - решение наиболее острых социально-экономических проблем региона и обеспечение условий для его последующего развития
· Германия — Национальная ассоциация муниципалитетов (общин)
· Италия — Постоянный совет регионов и Ассоциация коммун
· Нидерланды — Ассоциация местных органов власти
· Швеция — Ассоциация советов городов и Ассоциация муниципалитетов
Институты регулирования регионального развития
- государственные органы исполнительной власти;
- высшие законодательные органы власти;
- консультативные, проектные, экспертные исследовательские организации;
- государственные корпорации (компании) регионального развития;
- координирующие организации-ассоциации.
Правовая основа государственной региональной политики
· конституция государства;
· специальные законы:
- о разграничении полномочий между центральными, региональными и местными органами управления;
- о бюджетно-налоговом регулировании;
- о региональном стимулировании;
- о правовом режиме особых экономических зон;
- о пространственной организации и др.