II. Внутренние (в национальной валюте, для РФ, субъектов РФ, МО)
I. Внешние (в иностранной валюте, для РФ)
Стратегия борьбы с дефицитом (принципы)
1. Установить его причину (если падает на капитальные расходы – не страшно, на текущие – серьезно).
2. Нельзя «лечить» чисто математически, т.к. это следствие «болезни» экономики.
3. Из мирового опыта известно, что 2-3% от ВВП – нормально.
4. Должны покрываться на заемной основе.
РФ до 1995г. использовала эмиссию денег вместе с заимствованием;
С 1995г. – запрет на использование кредитов ЦБР для погашения дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета:
1. Заимствования в форме выпуска ценных бумаг
2. Кредиты банков, фирм, иностранных государств, международных институтов
1. Займы в виде выпуска ценных бумаг (Пр. ГКО, ОФЗ, ОГВЗ и т.д.)
2. Кредиты банков
3. Бюджетные ссуды кредиты бюджетов других уровней
4. Средства от продажи госсобственности (НБ)
5. Остатки на бюджетных счетах прошлых лет
Дефицит бывает фактическим (нехватка средств в действительности) и бумажный (в законе); случайный (не зависит от политики) и систематический (от воли правительства).
|
|
1. При утверждении бюджета утверждается предельный уровень его дефицита (в %).
2. При превышении этого уровня в процессе исполнения бюджета вводится «режим сокращения расходов», т.е. пропорционально по всем статьям на 5, 10, 15%.
3. Определение источников финансирования бюджета (Пр. установили дефицит в 12%, под это ищем источники).
Вопрос 29. Понятие, характеристика, классификация внебюджетных фондов
ВнбФ – новое звено в бюджете РВ; форма распределения и перераспределения ВВП и НД.
Начало создания 1991 г. (по опыту Запада): ФЗ РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
По разным оценкам количество ВнбФ на середину 90-х гг. несколько десятков, они были составной частью финансовой системы.
2000 г. БК: 4 ВнбФ вошли в состав бюджетной системы: Пенсионный фонд (ПФ), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения (был упразднен в 2001 г.). Остальные ВнбФ первоначально были консолидированы в бюджетах общего значения, затем их ликвидировали.
Пр. Экологический фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития таможенной системы, Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд развития правоохранительных органов по борьбе с преступностью, Дорожные фонды остаются в обязательном порядке в бюджетах субъектов РФ.
Классификация ВнбФ
1. В зависимости от субъектов, определяющих порядок их формирования и использования:
|
|
- государственные федеральные фонды
- государственные фонды субъектов РФ
2. По социально-экономическому признаку (по содержанию, по цели):
- экономические (дорожные, НИОКР, отраслевые, ведомственные и т.д.)
- социальные
3. По способу образования:
- фонды, выделенные в составе бюджета
- фонды, имеющие автономное определение
4. По характеру использования в экономике:
- фонды технологического развития
- фонды поддержки отраслей
5. По источникам формирования:
- формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда на налоговой основе
- за счет отчислений от себестоимости готовой продукции или ее стоимости по нормативу
- за счет др. источников
Социальные государственные ВнбФ
БК: Государственный ВнбФ – форма образования и расходования денежных средств, образуемая вне федерального и региональных бюджетов, предназначенных для реализации конституциональных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и медпомощь.
Необходимость образования: в связи с дефицитностью бюджетной системы и незакрепленностью расходных статей за доходными источниками в бюджетах общего значения зачастую происходит изменение размера финансирования, в результате которого страдают, как правило, социальные статьи. Чтобы обезопасить их от этого изменения часть проблемных социальных расходов вынесли за рамки бюджета и наделили целевыми источниками.
Социальные ВнбФ управляются Правительством РФ, имеют общую законодательную основу с бюджетами общего значения – БК, а также специфические законы, регулирующие только их деятельность.
Каждый фонд имеет свое положение о фонде, имеет свой бюджет, который проходит все стадии бюджетного процесса, находится в федеральной собственности, является автономным и строго целевым, формируется на страховой основе, т.е. по своей природе является страховым.
Фонд | Страховой случай |
ПФ | Получение инвалидности; Наступление пенсионного возраста. |
ФОМС | Момент обращения застрахованного лица за бесплатной медпомощью в медучреждение. |
ФСС | Болезнь (необходимость оплаты больничного листа, санаторно-курортной карты); Беременность; Роды. |