Тема V. Управление заемным капиталом корпорации

Измерение эффективности использования собственного капитала.

Для оценки эффективности использования СК практическое значение имеют следующие аналитические показатели:

I. Коэффициенты финансовой устойчивости:

1. Коэффициент задолженности:

Кзадолж = ЗК / СК

(рекомендуемое значение – 0,67 (40%/60%))

2. Коэффициент финансирования:

Кфин = СК / ЗК

(рекомендуемое значение – 1,5 (60%/40%))

3. Коэффициент финансовой независимости:

Кфн = СК / ВБ

(рекомендуемое значение – более 0,5)

ВБ – валюта баланса

4. Коэффициент устойчивого экономического роста:

Куэр = (ЧП – Д) / СКср или Рп / СКср

Д – дивиденды, выплаченные акционерам;

Рп – реинвестированная прибыль за период (направленная на развитие производства);

СКср – среднее за период значение собственного капитала.

5. Коэффициент структуры собственного капитала:

Кс = Инвестированный капитал / Накопленная прибыль =

= (УК + ДК + ЦФ) / (РК + НПотч)

УК – уставный капитал;

ДК – добавочный капитал;

ЦФ – целевое финансирование;

РК – резервный капитал;

НПотч – нераспределенная прибыль отчетного периода.

II. Коэффициенты рентабельности собственного капитала:

1. Рентабельность СК за расчетный период:

Рск = (ЧП / СКср) · 100

2. Рентабельность акционерного капитала:

Рак = (ЧП / АКср) · 100

3. Рентабельность чистых активов:

Рча = (ЧП / ЧАср) · 100

4. Модель Дюпона:

Рск = (ЧП/ВР) · (ВР/Аср) · (А/СКср) = (ЧП/СКср) · 100

ВР – выручка (нетто) от реализации товаров (услуг);
Аср – средняя за расчетный период стоимость активов.

Последняя формула помогает установить, какие факторы в наибольшей степени повлияли на колебание рентабельности СК, и выявить причины данного изменения:

1) колебание рентабельности продаж (ЧП/ВР);

2) колебание оборачиваемости активов (ВР/А);

3) колебание структуры капитала (А/СК);

4) сопряженное воздействие указанных факторов.

III. Коэффициенты оборачиваемости собственного капитала:

1. Коэффициенты оборачиваемости:

КОск = (ВР/СКср); КОак = (ВР/АКср); КОча = (ВР/ЧАср)

2. Продолжительность одного оборота (в днях):

ПОск = (Д/КОск); ПОак = (Д/КОак); ПОча = (Д/КОча)

Д – количество дней в расчетном периоде.

1. Состав и формирование заемного капитала.в заемного капитала корпорации включаются:

1) краткосрочные кредиты и займы;

2) долгосрочные кредиты и займы;

3) кредиторская задолженность (выступает в форме привлеченных средств).

Краткосрочные кредиты и займы служат источником покрытия оборотных активов. Они показываются в бухгалтерском балансе как краткосрочные обязательства со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Долгосрочный привлеченный капитал (в форме кредитов и займов) направляется на финансирование внеоборотных и части оборотных активов.

По сравнению с финансированием через займы, привлекаемые с фондового рынка (эмиссия корпоративных облигаций), использование долгосрочных кредитов обеспечивает заемщику следующие преимущества:

1) отпадают расходы на печатание документарных эмиссионных ценных бумаг, их размещение, оплату услуг финансовых посредников;

2) правовые отношения между заемщиком и кредитором известны немногим лицам;

3) условия предоставления кредита определяются партнерами по каждой кредитной сделке;

4) короче срок между подачей заявки и получением кредита от банка по сравнению с поступлением средств с фондового рынка.

Стоимость банковского кредита определяется на основе процентной ставки («цены кредита»), которая формирует основные расходы заемщика по обслуживанию долга. Данная ставка в процессе оценки эффективности формирования заемных средств требует ряда уточнений:

- она должна быть увеличена на размер других затрат заемщика, обусловленных кредитным договором (например, страхование кредита за счет заемщика);

- понижена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных расходов заемщика по привлечению кредита.

С учетом этих положений стоимость ЗК в форме банковского кредита определяется по формуле:

ЗКбк = (СП · (1-Нс)) / (1-УРбк)

СП – ставка процента за банковский кредит, %;

Нс – ставка налога на прибыль, доли единицы;

УРбк – уровень расходов заемщика по привлечению банковского кредита в его сумме, доли единицы.

Одной из форм привлечения долгосрочного заемного капитала является выпуск облигационных займов. Номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели их выпуска.

Стоимость ЗК, привлекаемого за счет эмиссии корпоративных облигаций, оценивается на основе ставки купонного процента, формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении. В первом случае оценка осуществляется по формуле:

ЗК0 = (Скп · (1-Нс) / (1-Уэз)

ЗК0 – стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;

Скп – ставка купонного процента по облигации, %;

Нс – ставка налога на прибыль, доли единицы;

Уэз – уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, доли единицы.

Во втором случае расчет стоимости займа производится по формуле:

ЗК0΄ = (Дср · 100) / ((Н0-Дср) · (1- Уэз))

Н0 – номинал облигации, руб.;

Дср – средняя сумма дисконта (процента) по облигации, руб.

Привлечение ЗК в форме выпуска облигаций обеспечивает акционерному обществу следующие преимущества:

1) эмиссия облигаций не приводит к утрате контроля над управлением обществом (в отличие от акций);

2) облигации могут быть эмитированы при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении с процентами за банковский кредит или дивидендами по акциям), т.к. они обеспечиваются имуществом и имеют приоритет в выплате процентов;

3) облигации имеют большую возможность распространения, чем акции, вследствие меньшего уровня риска для инвесторов, поскольку обеспечены имуществом общества.

В то же время:

1) облигации не могут быть эмитированы для формирования уставного капитала и покрытия временного недостатка денежных средств;

2) эмиссия облигаций связана со значительными дополнительными расходами эмитента и требует длительных сроков привлечения средств;

3) уровень финансовой ответственности общества за своевременную выплату процентов и основной суммы долга при погашении облигаций очень высок;

4) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры на финансовом рынке средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигационному займу. Это поставит эмитента в невыгодные финансовые условия.

Таким образом, в условиях современного отечественного фондового рынка эмиссия корпоративных облигаций предпочтительна только для высокорентабельных акционерных компаний в случае реализации ими крупных инвестиционных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: