Лекция 17. Средства обучения истории

Под средствами обучения понимают разнообразие материальных предметов, как есте­ственного, так и созданных специально для изучения исторического прошлого в школьных условиях. П.В. Гора разделил их на 72 групп, адекватных специфике учебного исторического материала. С помощью их формируются образы: 1) окружающей природы; 2) материальных предметов; 3) людей - участников исторических событий и явлений; 4) относительно ста­тичных фактов-явлений; 5) динамичных фактов-явлений; 6) относительно статичных фактов-событий; 7) динамичных фактов-событий; 8) историко-статистического, картографического и хронологического материала; 9) исторических понятий различной широты обобщения; 10) существенно-причинно-следственных связей; 11) закономерностей общественного развития; 12) теоретических выводов

Внутри средств обучения выделяется группа учебных пособий, подготовленных ме­тодистами в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся (учебники, книги для чтения, ис­торические карты, учебные рисунки и т.п.).

Применяя разные параметры, средства обучения различают: по характеру использо­ванного материала - документальные и художественные; по видам восприятия — зритель­ные, зрительно-слуховые, слуховые; по способам подачи материала - технические и нетех­нические, статичные и динамические; по организационным формам работы - демонстраци­онные и раздаточные (Д.И. Полторак); по технике выполнения - печатные, экранные, само­дельные (Д.Н. Никифоров, С.Н. Скляренко).

Более детально разрабатывали методику использования наглядных средств обучения следующие методисты: А.И. Стражев, П.В. Гора, Д.Н. Никифоров, Н.И. Аппарович, Д.И. Полторак и др. Они предлагали разные основания для классификации: степень обобщения исторических фактов (А.А. Вагин, Н.В. Сперанская), особенности содержания учебного ис­торического материала (А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров), характер формируемого историче­ского образа (П.В. Гора). Все подходы привели к выделению трех групп, в которые включа­лись все наглядные средства обучения истории: 1) подлинные вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные; 3) условно-графические наглядные пособия.

Спутником учебников истории являются рабочие тетради. Обязательным требовани­ем к пособиям нового жанра заявлена ориентация на диалог с учеником. Авторы рабочих тетрадей к собственным учебникам полагают, что вопросы и задания должны помочь школьникам ориентироваться в тексте учебных книг, выделять главное. Структура таких - тетрадей полностью соответствует одноименным учебникам, но перечень вопросов и заданий может быть в них различным. Рабочие программы, выпущенные в качестве независимо­го учебного пособия по школьному курсу истории, предлагают документальные тексты. Они расширяют содержание курса, организуют познавательную деятельность школьников на преобразующем и творческо-проблемном уровнях, выявляют неформализованные компонен­ты (оценочные мнения, суждения, личностное отношение) подготовки учащихся по истории. Однако в таких тетрадях оставлено мало места для глубоких и аргументированных ответов, для развернутых сочинений и эссе.

Авторы, которые составляют рабочие тетради к «чужим» учебникам советуют ис­пользовать ученикам собственные знания. Лишь полностью их исчерпав, школьники должны обращаться к учебнику. Содержание учебных пособий этой группы дает возможность не только проверить и закрепить знания, полученные из учебника, но и пополнить их. Многие авторы рассматривают рабочие тетради как эффективный инструмент развития познаватель­ных умений, критического мышления, творческих способностей школьников.

Преимущества рабочей тетради перед другими печатными пособиями очевидны в заданиях к репродукциям художественных произведений, когда авторы предлагают систему вопросов, отвечая на которые ученик постепенно проникает в глубинный смысл историче­ской картины, учится видеть, чувствовать и рассуждать над сюжетом произведения. Неоце­нима помощь рабочих тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков. Они дают возможность научить школьников преобразовывать статистические данные в столбиковые и фигурные диаграммы, графики и на их основе прослеживать дина­мику развития исторических явлений и процессов. Чтобы работа с тетрадями давала макси­мальную отдачу, они должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему.

В настоящее время развивается еще одно направление учебных пособий по истории - компьютерные программы. Их можно разделить на три основные группы: экзаменующие, обучающие, вспомогательные. Иногда к ним добавляют игровые программы. Компьютерные пособия могут одновременно являться и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хре­стоматией, и сборником контрольных тестов, и справочником по истории. Занятия с мульти­медийными пособиями можно организовать в компьютерном классе, подбирая для разных по уровню обучаемости школьников свой объем и темп учебной работы. Удобны они также для индивидуальных заданий и домашней самоподготовки, для дистанционного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: