Под средствами обучения понимают разнообразие материальных предметов, как естественного, так и созданных специально для изучения исторического прошлого в школьных условиях. П.В. Гора разделил их на 72 групп, адекватных специфике учебного исторического материала. С помощью их формируются образы: 1) окружающей природы; 2) материальных предметов; 3) людей - участников исторических событий и явлений; 4) относительно статичных фактов-явлений; 5) динамичных фактов-явлений; 6) относительно статичных фактов-событий; 7) динамичных фактов-событий; 8) историко-статистического, картографического и хронологического материала; 9) исторических понятий различной широты обобщения; 10) существенно-причинно-следственных связей; 11) закономерностей общественного развития; 12) теоретических выводов
Внутри средств обучения выделяется группа учебных пособий, подготовленных методистами в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся (учебники, книги для чтения, исторические карты, учебные рисунки и т.п.).
|
|
Применяя разные параметры, средства обучения различают: по характеру использованного материала - документальные и художественные; по видам восприятия — зрительные, зрительно-слуховые, слуховые; по способам подачи материала - технические и нетехнические, статичные и динамические; по организационным формам работы - демонстрационные и раздаточные (Д.И. Полторак); по технике выполнения - печатные, экранные, самодельные (Д.Н. Никифоров, С.Н. Скляренко).
Более детально разрабатывали методику использования наглядных средств обучения следующие методисты: А.И. Стражев, П.В. Гора, Д.Н. Никифоров, Н.И. Аппарович, Д.И. Полторак и др. Они предлагали разные основания для классификации: степень обобщения исторических фактов (А.А. Вагин, Н.В. Сперанская), особенности содержания учебного исторического материала (А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров), характер формируемого исторического образа (П.В. Гора). Все подходы привели к выделению трех групп, в которые включались все наглядные средства обучения истории: 1) подлинные вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные; 3) условно-графические наглядные пособия.
Спутником учебников истории являются рабочие тетради. Обязательным требованием к пособиям нового жанра заявлена ориентация на диалог с учеником. Авторы рабочих тетрадей к собственным учебникам полагают, что вопросы и задания должны помочь школьникам ориентироваться в тексте учебных книг, выделять главное. Структура таких - тетрадей полностью соответствует одноименным учебникам, но перечень вопросов и заданий может быть в них различным. Рабочие программы, выпущенные в качестве независимого учебного пособия по школьному курсу истории, предлагают документальные тексты. Они расширяют содержание курса, организуют познавательную деятельность школьников на преобразующем и творческо-проблемном уровнях, выявляют неформализованные компоненты (оценочные мнения, суждения, личностное отношение) подготовки учащихся по истории. Однако в таких тетрадях оставлено мало места для глубоких и аргументированных ответов, для развернутых сочинений и эссе.
|
|
Авторы, которые составляют рабочие тетради к «чужим» учебникам советуют использовать ученикам собственные знания. Лишь полностью их исчерпав, школьники должны обращаться к учебнику. Содержание учебных пособий этой группы дает возможность не только проверить и закрепить знания, полученные из учебника, но и пополнить их. Многие авторы рассматривают рабочие тетради как эффективный инструмент развития познавательных умений, критического мышления, творческих способностей школьников.
Преимущества рабочей тетради перед другими печатными пособиями очевидны в заданиях к репродукциям художественных произведений, когда авторы предлагают систему вопросов, отвечая на которые ученик постепенно проникает в глубинный смысл исторической картины, учится видеть, чувствовать и рассуждать над сюжетом произведения. Неоценима помощь рабочих тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков. Они дают возможность научить школьников преобразовывать статистические данные в столбиковые и фигурные диаграммы, графики и на их основе прослеживать динамику развития исторических явлений и процессов. Чтобы работа с тетрадями давала максимальную отдачу, они должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему.
В настоящее время развивается еще одно направление учебных пособий по истории - компьютерные программы. Их можно разделить на три основные группы: экзаменующие, обучающие, вспомогательные. Иногда к ним добавляют игровые программы. Компьютерные пособия могут одновременно являться и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и сборником контрольных тестов, и справочником по истории. Занятия с мультимедийными пособиями можно организовать в компьютерном классе, подбирая для разных по уровню обучаемости школьников свой объем и темп учебной работы. Удобны они также для индивидуальных заданий и домашней самоподготовки, для дистанционного обучения.