Условия возникновения кризисных ситуаций в регионе

ЛЕКЦИЯ 4. Региональная экономическая безопасность РФ

В течение длительного времени советская экономическая наука отрицала возможность кризисных ситуаций в условиях планового хозяйства. Считалось, что такой проблемы при социализме не существует. Признавалась лишь возможность образования временных диспропорций и несоответствий, устраняемых в плановом порядке. А если не было проблемы, то не было ни предмета, ни методов ее исследования. Однако кризисная ситуация, постепенно назревавшая в СССР, стала все более очевидной в конце 1980-х гг. Было официально признано предкризисное состояние экономики. Становилась все более настоятельной необходимость реформирования экономической системы, устранения сложившихся в народном хозяйстве глубоких и ставших долговременными диспропорций. Гипертрофия ВПК сочеталась с недостаточным развитием и технической отсталостью гражданских отраслей промышленности, затяжным аграрным кризисом и нарастающим дефицитом все более широкого круга продукции, особенно товаров народного потребления. Народное хозяйство не смогло переориентироваться на социальную направленность, постепенно теряло способность удовлетворять платежеспособный спрос населения, в сбережениях которого все более значительные размеры стал занимать спрос, не обеспеченный товарной массой. Начали возрастать различия в уровне экономического и социального развития регионов.

С началом рыночных преобразований внутренняя экополитическая напряженность, скрытое течение кризисных процессов, усугубленные коренной ломкой экономических отношений, переросли в открытую форму глубокого кризиса экономики и социальной сферы России и всех бывших союзных республик. Кризис стал всеобщим, поразил все виды хозяйственной деятельности, получил повсеместный характер при значительных региональных различиях глубины и форм его проявления, возможных направлений решения специфических региональных проблем сложившейся кризисной ситуации. Выход из кризиса стал важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России и ее регионов.

Для успешного преодоления кризисной ситуации, выработки и осуществления соответствующих действенных мер недостаточно макроэкономического анализа кризисных процессов и экономической политики, ориентированной на среднероссийские условия. Успех во многом зависит от учета своеобразия кризисных ситуаций в регионах и адекватности предпринимаемых мер. А для этого необходимо установить характер и конкретное содержание кризисных явлений в регионах, время их наступления, продолжительность и глубину в каждом секторе экономики и социальной сферы. Кризисная ситуация может быть вызвана деструктивным влиянием одного фактора или сформироваться под воздействием ряда факторов, каждый из которых может и не достигать критической величины.

Оценка кризисной ситуации не может ограничиваться анализом сложившегося положения, она должна включать определение вероятности развития событий в долго- и среднесрочной перспективе при разработке соответствующих прогнозов социально-экономического развития. Кроме того, оценки воздействия кризисных ситуаций на экономическую и национальную безопасность необходимо проводить ежегодно при подготовке прогноза и бюджета. Реализация отмеченных концептуальных подходов обусловливает, во-первых, применение комплексного анализа воздействия факторов дестабилизации и, во-вторых,сочетание анализа региональных кризисных ситуаций с прогнозом возникновения их очагов на всех этапах прогнозируемой перспективы, что позволит более обоснованно определить приоритеты текущей антикризисной политики. Региональные кризисные ситуации могут иметь повсеместное распространение, охватывать один или несколько субъектов Федерации, локализоваться в пределах части территории субъекта Федерации или отдельных городов. Наряду с этим последствия региональных кризисных ситуаций могут затрагивать сопредельные территории. Кризисные ситуации, охватывающие обширные территории, как правило, связаны с процессами макроэкономического или политического характера, такими как стихийные сдвиги в структуре экономики страны и регионов, происходящие под воздействием кризисных процессов и различной степени неконкурентоспособности отдельных предприятий, непоследовательности проведения экономической реформы, приводящей к монополизму и отсутствию конкурентных отношений в ведущих базовых отраслях, других подобных макроэкономических и политических причин, отражающихся на состоянии экономики не только страны, но в различной мере и ее регионов.

Локальные и местные кризисы образуются также под воздействием причин, связанных с территориальными особенностями развития отдельных отраслей и инфраструктурных систем, со структурной перестройкой хозяйства и экономических отношений, с изменением цен и экономической конъюнктуры на отдельные виды продукции, с истощением отдельных месторождений и региональными экологическими бедствиями, нарушающими равновесие в природных системах, в том числе вследствие техногенных нагрузок. В силу сохранения национального принципа в государственном устройстве существует угроза саморазрушения России, подобного произошедшему с СССР. Поэтому одна из задач нейтрализации региональных кризисных ситуаций – обеспечение сбалансированности специфических, прежде всего экономических, интересов национально-государственных образований Федерации и страны в целом, в том числе краев и областей с преобладанием русского этноса.

При оценке влияния кризисных ситуаций в регионах на экономическую безопасность страны следует учитывать, что для кризисов всеобщего характера свойственно сокращение абсолютных значений макроэкономических показателей как на региональном, так и на федеральном уровнях. Частичные кризисы могут проявляться в падении производства продукции отдельных отраслей хозяйства или только в сокращении темпов экономического роста, свидетельствующих о возможности назревания всеобщего кризиса в регионе. Однако такая возможность в условиях активной инновации производства может не реализоваться, так как при своевременном техническом перевооружении потенциально конкурентоспособных производств падение выпуска в одних отраслях может компенсироваться ростом его в других.

Анализ состояния экономики региона должен быть нацелен на определение динамики и уровня ее развития, состояния промышленно-производственного потенциала, структурных особенностей с выделением отраслей специализации и установлением уровня комплексности, межрайонных связей и степени удовлетворения внутренних потребностей (спроса) в важнейших видах продукции, выявление основных тенденций и важнейших проблем развития, резервов, предпосылок и условий для преодоления обнаруженных кризисных явлений и дальнейшего роста производства, повышения его конкурентоспособности. На глубину кризисных процессов и структуру кризисных ситуаций в регионах большое влияние оказывают стратегия проведения реформ и компетентность политического и хозяйственного руководства, криминогенная ситуация.

Особое внимание уделяется финансовому состоянию региона, инвестиционной деятельности. Соподчиненность региональных социально-экономических систем в экономике страны определяет необходимость выделения в анализе кризисных ситуаций производственной специализации, межрайонных и межгосударственных связей,сложившихся в результате территориального разделения труда. Важность такого подхода определяется не только районообразующей и профилирующей ролью таких производств, но и тем, что главным образом через них осуществляется влияние деструктивных процессов на единое экономическое пространство и общий рынок страны в целом. Внутренняя целостность хозяйственных комплексов регионов предопределяет необходимость рассмотрения образующих их предприятий и организаций различных отраслей и видов хозяйственной деятельности во взаимодействии и взаимном влиянии, в том числе в формировании кризисных ситуаций. Целесообразность выделения при этом производств и предприятий сферы обслуживания производственных нужд и населения региона определяется не только соображениями оценки уровня комплексности и устойчивости хозяйства. Их роль в структуре хозяйства региона не ограничивается только внутрирайонными функциями. При определенной глубине кризисных процессов они могут влиять не только на экономическую, но и на социально-политическую безопасность региона и страны в целом. Стратегическая конкурентоспособность России на мировых рынках во многом предопределяется состоянием научно-технического потенциала, что требует комплексного исследования кризисных ситуаций в данной, находящейся в особо тяжелом положении сфере.

Оценка экономической безопасности региона включает анализ его социального развития, призванный выявить уровень и качество жизни населения, их динамику, важнейшие проблемы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, уровень и тенденции изменения занятости. Рассматривается обеспеченность объектами социальной инфраструктуры. Определяются уровень социальной напряженности, причины обнаруженных кризисных явлений и возможность и средства их преодоления. Большое значение также имеет региональный анализ тенденций развития демографических процессов, непосредственно связанных с социальными. Важный элемент региональной экономики, подлежащий комплексному анализу причин возникновения кризисных ситуаций, - состояние и использование природно-ресурсного потенциала.

В ходе анализа выявляется обеспеченность региона минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, водными, лесными, земельными и другими природными ресурсами, определяются степень их использования (включая потери при добыче и переработке, оценку отходов производства и их утилизацию), перспективы наращивания и рационализации природопользования с учетом предстоящих структурных изменений в экономике региона и улучшения технологий. Учитывая важное место инфраструктуры в формировании кризисных ситуаций, целесообразно самостоятельно рассмотреть состояние и обеспеченность региона инфраструктурными объектами, выделив производственную инфраструктуру межрегионального и регионального значения (транспорт, связь, энергоснабжение, коммуникации и т.п.), а также рыночную, институциональную и информационную инфраструктуры, уровень развития которых - важнейшая предпосылка и одновременно отражение хода перестройки экономических отношений регионов на рыночных принципах.

Особого рассмотрения заслуживает оценка состояния окружающей природной среды. Выявляются степень, причины и источники ее загрязнения. Специфика этого вида кризисных ситуаций состоит в необходимости рассмотрения локальных территорий и отдельных населенных пунктов, оценки двойственного влияния кризисных процессов на состояние окружающей природной среды: спад производства сокращает размеры отрицательного воздействия, а дефицит инвестиций в природоохранные мероприятия увеличивает его. На состояние экономики и социальной сферы регионов влияют также их географическое положение, геофизические условия, более или менее благоприятствующие производственной деятельности и жизни людей, предопределяющие геополитическое и транспортно-экономическое положение региона, возможность природных катаклизмов. Экстремальные значения этих факторов при определенных условиях могут стать главной причиной особо острого кризисного состояния региона.

При анализе региональных кризисных ситуаций и оценке их последствий следует учитывать эффект мультипликатора, когда кризисный импульс, зародившийсяв одной сфере хозяйства при взаимосвязанности различных видов экономическойдеятельности на территории, приводит к воздействию (необязательнонегативному) на другие его сферы. Учет мультипликатора особенно важен ванализе формирующейся кризисной ситуации и затем на стадии выхода из кризисаи начала экономического роста. Так, сокращения выпуска в базовых отрасляхпроизводственной специализации и других отраслях, производящихсредства производства в инвестиционной сфере, приводят к росту безработицы,снижению доходов и покупательской способности населения, что ведет кспаду в отраслях, обслуживающих местный рынок, снижению их платежеспособногоспроса на средства производства, дополнительному росту безработицы,дополнительному падению спроса населения и т.д., что в конце концов ведетк всеобщему кризису региональной экономики и социальной сферы.

Основными факторами возникновения региональных кризисных ситуациймогут быть: либерализация цен и тарифов; разрыв межгосударственных экономическихсвязей; резкое снижение централизованного финансирования отраслей материального производства и социальной сферы; неконкурентоспособностьбольшинства видов отечественной продукции на мировых рынках;отсутствие крупномасштабных частных инвестиций в народное хозяйство всвязи с сохраняющимися значительными темпами инфляции и несовершенствомналогового законодательства; неурегулированность бюджетно-финансовыхвзаимоотношений регионов и федерального центра и т.д.

Возникающие под влиянием многочисленных факторов кризисные состояния хозяйства регионов, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Вместе с тем возможные направления нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, включают меры:

а) макроэкономического регулирования, углубления макроэкономического анализа и прогнозирования (финансовая стабилизация, формирование эффективного налогового законодательства, нормализация на равноправной основе бюджетно-финансовых взаимоотношений между субъектами Федерации и федеральным центром);

б) институционального регулирования (приватизация и акционирование государственных предприятий, формирование ФПГ, санация убыточных предприятий, поддержка малого бизнеса, проведение земельной реформы, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры, регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями);

в) государственного территориального регулирования (федеральная поддержка экономики регионов зоны Крайнего Севера; регулирование транспортных тарифов для регионов Сибири и Дальнего Востока; федеральная поддержка депрессивных и слаборазвитых регионов, а также регионов, пострадавших от техногенных аварий, природных и экологических катастроф; реализация целевых федеральных территориально-ориентированных программ);

г) внешнеэкономического регулирования (регулирование экспортно-импортных тарифов, реализация механизма зоны свободной торговли в рамках СНГ и формирование механизма платежного и более широкого экономического союза стран СНГ).

Выбор и обоснование конкретных направлений нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций следует осуществлять в зависимости от характера кризисных ситуаций, степени угрозы национальной безопасности, территориальных особенностей структуры хозяйства, сравнительного уровня развития экономики и социальной сферы и т.д.

4.2 Преодоление региональных кризисных процессов –

стратегическая задача государственной политики

Огромная территория, большая часть которой находится в зоне сурового климата; обилие ресурсов, расположенных преимущественно далеко от главных хозяйственных центров и в труднодоступных для освоения районах; периферийное положение в Евразии; низкая плотность населения, чрезмерная растянутость транспортных коммуникаций и т.п. - все это предопределяет многие региональные проблемы и служит постоянным географическим фоном для региональной политики.

В условиях всеобщего кризиса обострились региональные социальные проблемы: резко возросли межрегиональные различия в уровне жизни, появились субъекты Федерации с чрезвычайно высоким удельным весом бедных слоев населения (30% и выше), до угрожающего уровня усилилась депопуляция населения центральных районов России, образовались зоны застойной безработицы. Это угрожает как курсу реформ, так и единству России. Возникли и оказывают резко негативное воздействие на состояние общества и экономическую ситуацию межнациональные проблемы. В связи с изменением геополитического положения появились проблемы обустройства новых приграничных районови создания, по существу, новой системы транспортных выходов России на мировой рынок.После образования независимой России число приграничных регионов увеличилось с 29 до 46. Новые приграничные территории столкнулись с рядом специфических проблем. Это - реконструкция транспортных коммуникаций, энергетических и телекоммуникационных сетей, изменение специализации производства, необходимость обустройства мигрантов и т.д. Острый характер носит проблема размещения вынужденных мигрантов и беженцев. По различным оценкам, их число в ближайшее время может достичь 4-5 млн. чел. Основной их поток из стран Центральной Азии и Закавказья, а также из ряда республик России направляется в Ставропольский и Краснодарский края, области Центрально-Черноземного района и юга Поволжья, а также в Москву и Московскую область. Обустройство мигрантов, часто не имеющих достаточных средств к существованию, в условиях быстровозрастающей безработицы - сложная и дорогостоящая проблема, от решения которой во многом зависит социально-политическая обстановка в районах их концентрации. Новой является и проблема вывода из кризисного состояния и депрессии индустриально развитых регионов, изменение их специализации и структуры хозяйства в связи с новыми экономическими условиями. В значительной мере традиционными, но усилившимися под влиянием негативных процессов последних лет, являются проблемы развития следующих регионов:

- слабых в экономическом отношении;

- подверженных длительной депрессии;

- экологически опасных;

- находящихся в кризисной ситуации экономического, природно-экологического и межнационального характера;

- экстремальных (Крайний Север).

Для России острыми остаются вопросы чрезмерных и все возрастающих различий в уровнях развития регионов. Разрыв между субъектами Федерации по объему производства промышленной продукции на душу населения превышает 25 раз. При этом имеются группы регионов, находящихся значительно выше (на 70%) и ниже (более чем на 30%) среднероссийских показателей. К первой группе относятся 13 субъектов Федерации, специализирующихся преимущественно на добывающих отраслях. В них проживает 27 млн. человек, или 18,5% всего населения России. Во вторую группу входит 28 субъектов Федерации, в которых проживает более 43 млн. человек (29% всего населения России). Следует подчеркнуть, что разрыв между указанными группами регионов в последние годы непрерывно нарастает. Существенное значение имеет решение региональных экологических проблем. В первую очередь это относится к проблемам межгосударственного значения: устранение негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воздействие на изменения уровня Каспийского моря и предотвращение его негативных последствий, меры по охране экологии Балтийского моря и т.п.

Таким образом, те или иные проблемы охватывают всю территорию, но болезни у всех регионов разные, и региональная политика должна учитывать их специфику.

Региональная политика России.В странах ЕС различаются два направления государственной поддержки территориального развития:

• региональная политика, нацеленная на ликвидацию чрезмерно высокой безработицы в отдельных городах и локальных территориях;

• государственная политика, направленная на существенное изменение уровня развития и хозяйственной специализации значительной части территории.

Цель первого направления - поддержание нормальных условий жизнедеятельности во всех регионах страны, создание предпосылок для повышения экономической активности и бюджетной обеспеченности кризисных регионов.

Второе направление связано с реализацией наиболее важных целей общегосударственного характера, имеющих принципиальное значение не только для регионов, являющихся объектом государственной поддержки, но и для всех других регионов и населения всей страны. Соответственно различаются масштабы и источники формирования ресурсов, выделяемых на реализацию этих направлений государственной политики. Общее для них – отсутствие учета или, по крайней мере, незначительное влияние оценки экономической результативности мероприятий на размер выделяемых средств.

Главная задача:

- достижение социально-политического эффекта, поддержание устойчивости общественного развития.

В России, в силу ее особенностей (прежде всего из-за исключительно контрастных условий регионов) опыт региональной политики западных стран использовать сложно. Практически невозможно использовать и опыт СССР. Не рассматривая всех аспектов новой ситуации, следует отметить те из них, которые непосредственно влияют на содержание современной региональной политики.

Во-первых,резкое сокращение государственной собственности и ликвидация централизованной системы управления хозяйством сделали невозможным планомерное размещение производительных сил, что являлось сердцевиной старой региональной политики.

Во-вторых,основным объектом региональной политики впервые стали субъекты Федерации.

В-третьих,формирование новых федеративных отношений привело к значительному увеличению полномочий субъектов Федерации, что предопределяет необходимость учета интересов регионов и их согласования с общегосударственными интересами, а также распределения функций по реализации региональной политики между федеральным и региональным уровнями управления.

Эти и другие особенности новой России вызвали необходимость формирования новых представлений о содержании региональной политики, которые были записаны в программах и постановлениях Правительства РФ 1992, 1993, 1995, 1996 гг. В 1996 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».

В свете научных и официальных материалов региональная политика России - это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера.

Существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки и факторы, обеспечить предотвращение (ликвидацию) региональных кризисных ситуаций и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение отдельных регионов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: