Ограничительные меры

Меры, направленные на ограничение монополистической деятельности на товарных рынках. Антиконкурентное соглашение, злоупотребление доминирующим положением, контроль за экономической конкуренции

Понятие конкуренции, и признаки конкурентной среды на товарном рынке

В законе есть понятие конкуренции: конкуренция - это процесс, в котором хозяйствующие субъекты, независимо действующие на рынке, ограничивают друг друга в возможностях установления контроля за созданием условий на рынке.

Антиподом конкуренции является монополистическая деятельность -это действие либо бездействие субъектов рыночных отношений, направленных на ограничения или устранение конкуренции, неоправданное повышение цен.

Конкуренция считается нормальной, когда выполнено 2 основных условия:

· Когда отсутствуют барьеры для вхождения новых хозяйствующих субъектов;

· Если цены свободно определяются спросом и предложением.

Признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке:

· Существование на рынке имущественно и организационно независимых поставщиков товара в кол-ве достаточным для возникновения между ними конкуренци;

· существование на рынке организационно и имущественно независимых покупателей товаров в кол-ве необходим для возникновения конкуренции и формирования спроса между ними;

· Независимое экономическое поведение поставщиков и потребителей(отсутствие сговором, соглашений и других видов антиконкурентной деятельности)

Выделяется три группы мер на создание конкурентной среды:

1) Стимулирующие меры – меры, направленные на создание и развитие конкурентной среды. Эти меры посмотреть по учебнику.

2) Меры по ограничению монополистической деятельности. Всегда присутствуют.

3) Меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Признаки недобросовестной конкуренции(определение через признаки):

· Недобросовестная конкуренция может осуществляться в виде активных действий, не может проявляться в виде бездействия.

· Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть только хоз. субъекты (в субъектный состав не включены органы гос. власти и местного самоуправления, только юр. лица, ИП, иностранные юр. лица)

· Цель недобросовестной конкуренции- приобретение неоправданных преимуществ в предпринимательской деятельности.

· Действия будут рассматриваться как правонарушения, если они носят противоправный характер или если действия противоречат принципу добросовестности, разумности и справедливости(устанавливается судом при рассмотрении дела).

Формы недобросовестной конкуренции в законодательстве РФ:

1) Распространение ложных, неточных и искаженных сведений, которые могут причинить убытки хоз. субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

2) Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства товара, а также потребительских свойств, качества, кол-ва товара.

3) Продажа, обмен и иное введение в оборот товаров, если при этом имело место незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. (made in Italy написано, а реально made in china)

4) Некорректное сравнение хоз. субъектом производимых однородных товаров или реализуемых товаров другими субъектами. (стиральный порошок)

5) Незаконное получение, использование и разглашение информации, которая составляет коммерческую служебную или иную охраняемую в законе тайну.

Анти конкурентные соглашения на рынке, монополизация рынков посредством слияния и поглощения.

Виды ограничительно- деловой практики:

1. антиконкурентное соглашение

2. злоупотребление доминирующим положением на рынке

3. монополизация рынков по средством слияния и поглощения.

Элементы антимонопольного регулирования:

1) меры предупреждения и пресечения антикокурентных соглашений

2) устранение злоупотребления доминирующим положением на рынке

3) контроль экономической концентрации

Антиконкурентные соглашения - договоренность в письменной форме, содержащейся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме(ФЗ «О защите конкуренции»). Суть любого соглашения- совпадение намерений сторон.

Виды:

1. горизонтальные(картели)- соглашения конкурирующих на одном товарном рынке хозяйствующих субъектов. Сговор компаний одной отрасли, например, с целью получения максимально большой прибыли. Горизонтальные соглашения, в свою очередь, делятся на жесткие(соглашения об установлении или поддержании цен, тарифов, скидок, надбавок; участие в торгах- повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по тер-ному принципы, по объему продаж и пр.) и иные.

2. Вертикальные- соглашения между субъектам, которые не конкурируют между собой, а которые находятся на разных ступенях товародвижения(например, между производителем и посредником, который реализует его продукцию).Вертикальные соглашения менее опасные. Законодательство установила перечень таких соглашений, некоторые из них запрещены (не действует принцип разумности): соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара; соглашение, которое содержит запрет, например, торговать товаром, который является взаимозаменяемым другого производителя. Во всех остальных случаях действует принцип разумности.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Доминирующее положение- положение хоз. субъекта, которое создаёт возможность на рынке определённого товара оказывать решающее влияние на общие условия обращения этого товара, устранять других хоз. Субъектов. То есть дом положение дает право диктовать свои правила на рынке. Дом положение- не есть нарушение, нарушение дом положения – нарушение. С другой стороны, доля устанавливается в связи с тем, чтобы определить поведение субъекта. В РФ, определены 2 критерия признания той или иной организации доминирующей: количественный и качественный. Если организация занимает долю на рынке менее 35 %- организация не является дом, если 50% и более- то дом. положение презюмируется, если между 35%-50%- то для признания ее доминирующей необходимы качественные критерии: например, возможность доступа на рынке и пр. Есть исключения - Федеральными законами могут устанавливаться случаи, когда может быть признан субъект доминирующим даже, если доля на рынке 35%, также может быть признан не доминирующим, если доля на рынке 50% и более.

Типы слияния юр лиц:

1. слияние в результате реорганизация по взаимному согласию

2. без согласия, путем приобретение акций, то есть поглощение

Ни реорганизация, ни поглощение не является правонарушением, но в случае, если это приводит к доминированию или ограничению конкуренции, то установлен контроль.

Антимонопольные органы осуществляют контроль за слиянием. Есть 2 формы контроля:

· разрешительный порядок, когда нужно получить предварительное согласие антимонопольного органа на слияние. Увеличено количество критериев, в виду которых необходимо осущствлять предварительный контроль антимонопольного органа при слиянии и поглащении: если сумарная стоимость активов 3 млрд, или если суммарная стоимость выручки за год превышает 6 млрд руб, учитывается также, занимает ли организация доминирующее положение

· уведомительный порядок, когда через определённый срок необходимо уведомить. Уведомление должно быть осуществлено не позднее, чем через 45 дней, в случае если сумарная стоимость активов по последнему балансу за календарный год превышает 200 млн.

Получение согласие на приобретение акций и долей в ООО-существенный изменения- введено три порога для контроля за экономической концентрацией: 25%, 50% и 75% голосующих акций в АО, в ООО-1/3 доли, 50% и 2/№ доли в уставном капитале.

Принудительная разделение субъектов.

Антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделения только в случае систематического осуществления монополистической деятельности. Но при обязательной совокупности 2 условий:

1. возможность обособлений структурных подразделений.

2. Если отсутствует технологическая взаимообусловленность

3. Антимонопольный орган должен доказать, что в результате такой реорганизации каждый субъект сможет существовать как нормальный участник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: