Телевидение как важнейшее средство воздействия

Сегодня информационное противоборство – это важнейший фактор, определяющий судьбы стран и цивилизаций. Поражение СССР когда-то в холодной войне (1947-1991), которую советская политическая элита проиграла. Сейчас идет четвертая мировая война – информационно-интеллектуальная. Ведется она на новых фронтах – финансовом, культурном, цивилизованном, этническом, религиозном. И это надо понимать. Российское телевидение в этом информационном противоборстве играет огромную роль и сегодня стоит отнюдь не на позициях интересов государства и народа, отечественного зрителя. Причин основных две.

Первая. Произошла потеря государственного контроля над телевидением. Вторая – отсутствие национальной идеи в телевизионном вещании, потому что без национальной идеи средства массовой информации (по крайней мере которые являются государственными, рупором власти – законодательной или правительственной) существовать не могут.

Свято место пусто не бывает. Что происходит в итоге с телевидением и на телевидении?

Идет процесс коммерционализации (начало процесса, могу точно сказать, - убийство Влада Листьева). Это привело к огромной власти рекламных группировок на телеканалах, которые сегодня и определяют формирование эфирной сетки вещания. Эфир превращен в бизнес, который позволяет зарабатывать огромные деньги. Отсюда погоня за рейтингом и наличие в эфире огромного количества развлекательных программ самого дешевого толка, которые растлевают аудиторию, апеллируют к низменным человеческим страстям.

Государство не ставит «независимым» каналам ряд жестких условий. Независимость не есть вседозволенность. А именно такое понимание существует в странах с давними традициями коммерческого ТВ. Там понимают главное: вещание – это национальное достояние, которое используется во благо всего населения, а не отдельных групп. Вещатель принимает на себя обязательство не только развлекать аудиторию, но и духовно развивать ее. В Великобритании критериями развития телевидения считаются:

1)географическая универсальность; 2)удовлетворение различных интересов и вкусов; 3) забота об общности и духе нации, при том, что не забываются интересы нацменьшинств; 4) устранение эфира от интересов частных лиц и правительства; 5) стремление повысить качество программ должно преобладать над стремлением расширить аудиторию.

Кроме того, существует ограничение времени, отводимого под рекламу. И множество оговорок в отношении нравственного уровня передач, касающихся сугубо детей и подростков.

Таким образом, безграничности свободы слова не может быть, ТВ не может расшатывать устои общества. Когда произошла потеря государственного контроля над развитием телевизионного процесса, произошло еще одно – разрушение творческих профессиональных коллективов и отечественной школы телевизионного вещания. Были ликвидированы детское вещание, литературно-драматическое, музыкальное и т.д. Судьба отечественного телевидения по технологии развала повторила судьбу очень многих мощных предприятий в России. И что же произошло дальше? Сегодня в телевизионном эфире насаждены телевизионные американские технологии. Это ставка на нерв в программе, на кровь, на насилие, все это выносится на первые позиции при верстке программ, выпуске новостей, и очень мало кто думает о том, как это воздействует на сознание населения.

80% всех новостей носят негативный характер информации. Хотя существует одно из вещательных правил: информация не должна вызывать у людей чувства безысходности. Одним словом, через свое отечественное ТВ мы сами себя разрушаем, мы из него сами сделали оружие духовного самоуничтожения. И в этом смысле мы представляем сегодня из себя информационную колонию.

Все эти процессы происходили не один день. Мне до сих пор непонятно, почему у нас нет законодательной базы, которая защитила бы нашего зрителя от демонстрации по ТВ насилия, откровенной порнографии. Все эти законы приняты в цивилизованных странах, регламентируют, сколько показывать фильмов отечественного производства, сколько иностранного. Если мы сегодня проанализируем недельную программу российских каналов, то обнаружим абсолютное большинство в ней американских фильмов. Это при том, что в Америке на ТВ наше кино вообще не показывают. Через телевизионный экран происходит деформация русской речи, замена многих слов, выражений американизированным сленгом. При этом опросы показывают, что большинство граждан России считают ТВ наиболее достоверным источником информации. И это связано с особенностью телевидения. Зритель как бы присутствует при действии, которое показывают в данную минуту, является его свидетелем. Отсюда эффект достоверности, эффект доверия.

Все факторы вместе приводят к страшным последствиям. Информационное пространство нашей страны мы используем против себя. Достаточно рассмотреть несколько примеров, связанных с крупными катастрофами, и их освещение в прессе. Скажем, трагедия с подводной лодкой «Курск». Исходя из нашего менталитета эта трагедия могла бы послужить сплочению общества перед лицом общей беды, она могла бы быть осознана как национальная трагедия. Тем не менее, эта трагедия была превращена в фарс, в показательную пляску на костях общества, флота и власти. И как результат информационной войны, развернувшийся вокруг «Курска», - отчуждение между властью и обществом и слом российских фундаментальных стереотипов, которые веками были основаны на взаимодействии общества и власти. От СМИ все чаще зависит, выглядит политическая акция победой или поражением. Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее. Поскольку время изменило не столько суть информации, как изменило интенсивность воздействия, поменяло контексты применения (например, личное стало общественным, как это имеет место в случае поп-звезд или государственных деятелей).
Одновременно возросла роль публичной информации в принятии политических решений, в результате чего сфера политики стала намного публичнее и намного более управляемой.

.


Учитывая сложность и специфичность информационного воздей­ствия, для обеспечения безопасности Российской Федерации стране жиз­ненно необходим специальный координационный управляющий орган по контролю за созданием и применением информационного оружия. Необходимо также создание межведомственного Аналитического центра по разработке новейших информационно-психологических технологий на базе Академии ФСБ, МИ МВД при возможном патронаже Совета Безопасности РФ.

Следует задуматься о формировании мощного государственного холдинга масс-медиа, работающего в тесном контакте со специалистами из Аналитического центра.

Для решения встающих проблем требуется объединение усилий в научных исследованиях проблем информационной войны, обеспечения информационной безопасности, а также подготовке кадров как исследователей, так и журналистов "нового типа".

К сожалению, и это надо признать, Россия пока остается, практически единственной страной, которая последовательно добивается на международном уровне подобной постановки вопроса. Уже проделана определенная работа, подготовлены и доложены материалы по вопросам информационной безопасности на 53 и 55 сессиях Генеральной ассамблеи ООН. Однако этого явно недостаточно. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы в XXI веке достижения в области информационных технологий служили исключительно на благо человечества. Упустив момент сегодня, завтра мы рискуем встать на порог очередного витка гонки вооружений. В этом случае опасность развязывания глобальной информационной войны, объектом воздействия в которой станет самое тонкое достижение эволюции – сознание человека, станет реальностью.

Возрастание роли и значения информационной составляющей в структуре военной безопасности и безопасности войск обусловлено общемировой тенденцией продвижения передовых стран к так называемому информационному обществу, где информация и информационные услуги будут основным фактором политического, экономического и социального развития. В этой связи способность государства эффективно использовать накопленные информационные ресурсы и технологии в интересах обороны становится важнейшим показателем его военной мощи.

Информационная безопасность войск предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну; информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника; радиоэлектронную защиту, а также предохранение здоровья и психики личного состава от информационно-психологического воздействия противника.
Вместе с тем информационная защита своих войск (сил) должна сочетаться с эффективным информационным воздействием на информационные объекты противоборствующей стороны. Оно может включать в себя не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение информационных систем противника, но и мероприятия, направленные на введение его в заблуждение относительно собственных планов, а также на подрыв морально-психологической устойчивости его личного состава. БЕЗ ШИРОКОГО применения современных информационных технологий и систем немыслимо формирование эффективной системы управления и воспитания личного состава Вооруженных Сил России. Кроме того, вероятный противник рассматривает эту человеческую компоненту в качестве приоритетного объекта своего воздействия, что также требует принятия известных мер по информационной защите военнослужащих.
Информационно-психологическое противоборство давно и прочно стало неотъемлемым компонентом подготовки и проведения боевых операций. Более того, в армиях западных государств усиленно развиваются теория и практика полномасштабной информационно-психологической войны против войск и населения возможного противника, создаются специальные структуры и подразделения.
На службу такой войне мобилизуются новейшие достижения научно-технического прогресса, разрабатываются и принимаются на вооружение сценарии, способы, средства, системы, способные целенаправленно и эффективно воздействовать на психику и поведение больших масс людей.
К манипулированию сознанием в своих корпоративных, корыстных целях усиленно стремятся и некоторые политические институты, а также находящиеся под их влиянием средства массовой информации. В сферу их действия неизбежно, а во многом и намеренно попадают военнослужащие. Памятным примером такого жесткого информационного давления может быть недавняя беспрецедентная по масштабу и накалу антиармейская кампания в отечественных средствах массовой информации.
Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 5 июля 1996 года трактует информационную безопасность как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Здесь под информационной средой понимается сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Применительно к деятельности Вооруженных Сил России данное определение требует уточнения. Личный состав армии и флота не только обладает информационными ресурсами ограниченного доступа (различными формами документов), информационными технологиями и автоматизированными системами управления оружием и войсками, не только активно участвует в информационном противоборстве с противником, но и сам является объектом непрерывного информационно-психологического воздействия последнего.
При этом войска постоянно сталкиваются с так называемыми угрозами информационной безопасности - реальными или потенциально возможными действиями и условиями, приводящими к нарушению нормального режима работы информационных систем (выводу из строя), негативному информационно-психологическому воздействию на личный состав или нанесению материального ущерба.
АНАЛИЗ источников угроз информационной безопасности войск позволяет объединить их в две основные группы: внутренние и внешние.
Нестабильная военно-политическая обстановка в регионах и местах дислокации войск и сил флота негативно отражается на информационной политике государства, способствует вовлечению военнослужащих в политическое противостояние, наполнению социально значимой для них информации разного рода слухами, сплетнями, домыслами, версиями. В такой обстановке в информационное поле общества вливаются мощные потоки лженаучной, агрессивной, а порой и антигосударственной (антиармейской) информации. Возникает реальная угроза информационной безопасности войск и морально-психологическому состоянию личного состава.
Кризисные явления в социально-экономической сфере государства также сужают наши возможности по обеспечению информационной независимости. По мнению специалистов, отставание России от лидирующих государств в области создания компьютерной техники, ее программного обеспечения, локальных и глобальных информационных систем продолжается.
Возникла реальная угроза вовлечения страны в информационно-технологическую кабалу от Запада. Вынужденный массовый импорт зарубежной электронно-вычислительной техники ведет не только к дестандартизации собственного производства вычислительной техники и растущей несовместимости (технической и программной) его продукции с иностранными образцами, но и к подрыву информационной безопасности государства.
Применение зарубежных ЭВМ в информационных системах Вооруженных Сил снижает их надежность и создает предпосылки к утечке информации, содержащей государственную и военную тайну. Обороноспособность страны при таком развитии событий будет заведомо уязвима от информационных воздействий более развитых государств. Не случайно на Западе активизировались изыскания и разработка оружия, предназначенного для воздействия на противника через информационную инфраструктуру его государства. Учитывая это обстоятельство, Совет Безопасности РФ создал в 1995 году межведомственную комиссию по информационной безопасности, на которую возложил оценку и определение приоритетных задач в сфере обеспечения информационной безопасности государства.
Серьезные прорехи в системе информационной защиты государства создает неразвитое, противоречивое, запутанное законодательство в области информационной деятельности. В демократическом обществе информация является не только общенародным достоянием, но и обычным товаром, предметом собственности, купли и продажи. Нерегулируемое обращение с ней неизбежно ведет к росту социальной напряженности, нарушению конституционных прав граждан, нанесению им морального и материального ущерба, увеличению опасности манипулирования общественным сознанием недобросовестными субъектами информационной деятельности.
Угрозу информационной безопасности войск несет нарушение информационного режима жизнедеятельности личного состава и работы различных информационных систем. Необходимо особо подчеркнуть, что нарушение режима работы с закрытой информацией или секретной аппаратурой в частях и на кораблях создает предпосылки для ее утечки, утери или порчи. Кроме того, в ряде случаев трудовая усталость у военнослужащих наступает не из-за физических перегрузок, а в результате грубого нарушения информационного режима. Возникающий при этом информационный голод способствует повышенной внушаемости военнослужащих, создает почву для возникновения негативных слухов, панических настроений и страхов (фобий), особенно в боевой обстановке.
Еще одна угроза информационной безопасности войск - усилившаяся в последние годы вероятность применения противником нового информационно-психологического оружия. Широкий спектр новейших образцов такого («несмертоносного») оружия создается сегодня в рамках так называемой технологии «иммобилизующих систем».
В РАБОТАХ над таким оружием более или менее четко определились два направления: создание средств, предназначенных для воздействия на психику и здоровье военнослужащих противника; создание средств, направленных на поражение его информационных систем.
К первому направлению относится информационно-психологическое оружие, которое основано на применении инфразвука, микроволнового излучения, биоэлектронного воздействия, электромагнитных полей, медико-биологических и химических средств и может быть использовано для контроля над психикой военнослужащих и целенаправленного влияния на их поведение в боевой обстановке.
Второе направление связано с разработкой средств поражения систем связи и управления (например, боевых информационно-управляющих систем), радиоэлектронной разведки, радиоэлектронного подавления и т.д. Например, для уничтожения (искажения) программного обеспечения применяемых в войсках ЭВМ «выращиваются» специальные компьютерные вирусы и логические бомбы. Так, если к концу 80-х годов ученым было известно не более десятка вирусов, то в 1990 году их насчитывалось уже около 400, а в наше время еженедельно появляется несколько новых губительных для ЭВМ вирусов.
Источником возможных угроз информационной безопасности войск были и остаются силы и средства информационно-психологической борьбы противника. Они показали свою исключительную эффективность в ряде локальных войн и военных конфликтов.
Серьезную угрозу информационной безопасности войск по-прежнему представляет подрывная деятельность разведок и спецслужб недружественных России государств. Хотя, как утверждают специалисты, около 70% закрытой военной информации можно почерпнуть из «открытых источников», наиболее ценная информация о военной технике, разработке новых видов вооружения и планах военных операций добывается органами зарубежных разведок. По некоторым данным, противник в настоящее время более 65% развединформации получает через средства радиоэлектронной разведки, осуществляя перехват сообщений, засечку работы систем связи и наблюдения, подключение к информационным каналам (подслушивание), проникновение в информационно-управляющие системы и т.д. Например, в печати упоминалось о программе «троянский конь», предназначенной для скрытого проникновения через информационные сети противника к его информационным ресурсам в целях добывания разведсведений.
В СИСТЕМЕ информационной безопасности войск важным является вопрос об объектах угроз. Условно их можно разделить на социально-психологические и материально-технические. Необходимо подчеркнуть, что объекты угроз информационной безопасности являются одновременно и приоритетными объектами информационной защиты в армии и на флоте. В зависимости от их специфики определяются пути и особенности обеспечения информационной безопасности войск и сил флота.
С учетом изложенного под информационной безопасностью войск можно понимать такое состояние защищенности их информационных ресурсов, систем, технологий и личного состава от внутренних и внешних источников угроз, которое позволяет успешно решать задачи информационного обеспечения повседневной и боевой деятельности частей и подразделений.
На сегодняшний день, к сожалению, нет единой концепции информационной безопасности войск. Однако научные исследования, зарубежный и отечественный опыт позволяют определить ее основное содержание через структурные компоненты, которые в той или иной мере уже сложились в общей системе информационного обеспечения деятельности войск.
Центральным ее звеном является надежная информационная защита войск и сил флота. С одной стороны, она предполагает защиту информации, содержащей государственную и военную тайну, защиту информационных систем и средств связи от огневого поражения или проникновения в них противника, радиоэлектронную защиту. С другой - включает в себя защиту здоровья и психики личного состава частей и подразделений от разведывательного информационно-психологического воздействия противника, от попыток подчинить и контролировать массовое сознание военнослужащих, от стремления манипулировать общественным мнением в армейской среде и т.д.
Вместе с тем защита должна сочетаться с эффективным информационным противодействием противнику, целью которого является недопущение или максимальное затруднение ведения им информационно-психологической борьбы. Активное противодействие включает не только радиоэлектронное подавление и огневое поражение вражеских информационных систем, но и всевозможное дезинформирование противника (маскировка, демонстративные действия, организованная «утечка важной информации»), а также комплекс мер по нейтрализации или пресечению проводимых противником информационно-психологических акций и операций.
В ходе военного противоборства информационная безопасность войск в значительной мере будет зависеть от мощности того информационно-психологического воздействия на противника, которое смогут оказать на него спецподразделения психологической борьбы. Оно должно преследовать цели подрыва морально-психологической устойчивости личного состава и населения противника в интересах решения нашими силами стоящих задач.
Информационная безопасность тесно связана с оптимальным информационным обеспечением управления войсками. Непрерывный сбор и обработка информации о противнике и театре военных действий (разведка), информационно-аналитическая деятельность органов военного управления, организация связи, информационная поддержка выработки решений, оценка морально-психологического состояния личного состава и воинской дисциплины - все это входит в круг проблем информационного обеспечения управления, которое является базисом и одним из критериев эффективности всей системы информационной безопасности войск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: