Вопрос 1. Социальная работа на улице - street work - как инновационный метод социальной работы.
Вопрос 4. Города Европы против наркотиков.
ЛЕКЦИЯ 7. Социальная работа с молодежью за рубежом.
Вопрос1. Социальная работа на улице - street work - как инновационный метод социальной работы. Определения безнадзорности. Д еление детей по категориям, предложенное ЮНИСЕФ
Вопрос 2. Опыт работы с "детьми улиц" в США и Европе. Национальная программа США по работе с ушедшими из дома несовершеннолетними.
Вопрос 3. Добровольчество в социальной работе с молодежью на примере Европы. Принципы добровольчества. Добровольчество за рубежом
Добровольчество в России.Добровольчество в Карелии
Одним из наиболее существенных факторов развития наркомании в подростковой и молодежной среде – является проблема детской безнадзорности и беспризорности. Она актуальна для всех стран мира. Число обездоленных детей растет, часть юного поколения не имеет возможностей для образования, духовного и культурного развития, ей не знакомо чувство востребованности и защищенности. "Уличные дети" беззащитны перед моральным, социальным и физическим насилием, часто лишены жилья, не имеют элементарных общечеловеческих прав, не обеспечены едой, одеждой. Миллионам детей не дано дожить до совершеннолетнего возраста, они не имеют прошлого и будущего.
|
|
Уличная социальная работа стала нормой в большинстве развитых стран мира. В экспериментальном порядке она осуществляется в Москве и ряде регионов России.
Термин "детская безнадзорность" прочно вошел в обиход и кажется совершенно "прозрачным" как в прямом, так и в переносном смысле слова. Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года называет "безнадзорным" "несовершеннолетнего, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц".
Итак, "безнадзорность" ассоциируется с отсутствием заботы и контроля за конкретным ребенком со стороны семьи и родителей, а также за отдельными группами несовершеннолетних со стороны общества. В этой связи термин "безнадзорность" широко используется для объяснения самых разных нарушений в развитии и поведении ребенка, специфика которых объясняется конкретными условиями его жизни. Определение категории уличных детей возможно в рамках правового подхода (согласно федеральным и региональным законодательным актам Российской Федерации) или классификации семейного неблагополучия.
|
|
Однако обращение к опыту уличной социальной работы показало недостаточность таких определений, так как они носят общий характер, плохо стыкуются с практикой социальной работы, специалистами в это понятие вкладывается разный смысл и т. д.
Приведем определение уличных детей, данное группой неправительственных организаций: "Уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле этого слова, включающем незанятые жилища, незаселенные земли и т.д.) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты". Конкретизируя предложенное определение, можно сказать, что это дети, которые "выпали" из трех базовых для всякого ребенка развивающих сред: семьи, школы, конструктивных форм досуговой деятельности - и включились (или включаются) в четвертую среду - уличную. В соответствии с таким подходом "уличные дети" могут быть классифицированы по степени "выпадения" из базовых развивающих сред. В такой подход укладывается деление детей по категориям, предложенное ЮНИСЕФ: