Дополнение. Учение И. Канта о государстве и праве

Учение И. Канта о государстве и праве.

Профессор философии Иммануил Кант (1724 - 1804) был первым в Германии обоснователем либерализма. Его политико-правовые взгляды содержатся в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Основными принципами его социальных воззрений являлись:

q Каждое лицо обладает абсолютной, неповторимой ценностью;

q Нельзя манипулировать личностью даже во имя общего блага;

q Человек в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона, который априорен (независим от опыта) и поэтому безусловен, – представляет собой «категорический императив».

Суть категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Иными словами – относись к человечеству, людям, в том числе и к себе, как к цели и никогда как к средству. Это возможно только тогда, когда человек в состоянии свободно следовать голосу «практического разума» (разумной целесообразности).

Однако далеко не каждый использует свою свободу для реализации категорического императива, очень часто она перерастает в произвол. Кант называл правом совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. Истинное призвание права – обеспечить свободу нравственного поведения людей, без вмешательства во внутренний мир личности.

По Канту право призвано регулировать внешнюю форму поведения людей с помощью принуждения. Это принуждение способно обеспечить только государство – исконный изначальный носитель принуждения. Благо и назначение государства состоят в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства правовым принципам. Это положение позволяет современным сторонникам теории «правового государства» считать канта одним из ее основоположников.

Кант подчеркивал необходимость для государства опираться на право, не отступать от него. Уклонение государства от обеспечения прав и свобод, реализации позитивных законов чревато отчуждением граждан от такого государства.

По вопросу происхождения государства Кант был близок к Руссо, его общественному договору. Объединяясь в государство и заключая договор, люди отказываются от свободы беспорядочной, необузданной, чтобы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

В праве Кант различал три категории:

1. Естественное право, источником которого являются априорные принципы;

2. Положительное право, истекающее от воли законодателя;

3. Справедливость – притязание, не предусмотренное законом и поэтому не обеспеченное принуждением.

В естественном праве выделяются две части: частное право (регулирует отношения индивидов как собственников) и публичное право (регулирует отношения индивидов как граждан государства).

В частном праве феодальному произволу Кант противопоставлял твердый правопорядок, опирающийся на законы. Однако он же (противореча самому себе) признает объектом частного права не только вещи, но и самого человека: оправдывает власть мужа над женой, господина над слугой.

Главным институтом публичного права Кант считал принятие конституции. В государстве имеется три власти, писал он – законодательная, исполнительная, судебная. Их согласие способно предотвратить деспотизм и обеспечить благоденствие граждан.

Классификации форм государства Кант не придавал особого значения, но все же различал (по числу законодателей) три вида: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он возражал тем, кто отождествлял абсолютизм с деспотией, и считал, что самодержавная форма власти может быть республикой.

Кант оспаривал право народа наказывать главу государства, даже если тот нарушил свой долг перед страной. Категорически осуждал право народа на восстание и допускал лишь некоторое пассивное сопротивление существующей власти. Проводить политико-правовые изменения, считал он, следует путем неторопливых, плавных реформ сверху, не допуская открытой вооруженной борьбы, ввергающей общество в хаос анархии.

Кант с прогрессивных позиций выступал против захватнических воин, за соблюдение международных договоров, не вмешательство во внутренние дела других государств. Он выдвинул проект «вечного мира», который в отдаленном будущем возможен путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств республиканского типа. Путь к нему он видел в просвещении и воспитании народов, благоразумии правителей, в экономической необходимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: