Международно-правовой статус журналистов
Журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
С другой стороны, на самих журналистах лежит большая моральная ответственность за то, какое влияние их работа оказывает на климат в отношениях между народами. Соответственно, многие национальные организации средств массовой информации принимают так называемые кодексы профессиональной этики журналистов. Однако попытка Международной организации журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года, выработать единый международный кодекс поведения для журналистов успехом не увенчалась. МОЖ среди прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтов, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, то есть некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными Протоколами 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение личности единого международного образца, которое приводится в приложении к Протоколу. Удостоверение выдается правительством государства гражданства журналиста или государством национальности информационного агентства, в котором журналист работает. Этот документ удостоверяет статус его предъявителя как журналиста.
Международное экологическое право — совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны — гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.
Можно выделить следующие принципы права международного экологического права:
1. принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами;
2. предотвращение загрязнения природной среды; объявление природной среды в пределах международных территорий общим достоянием человечества;
3. свобода исследования природной среды;
4. сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.
5. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.
Объектами международно-правовой защиты являются:
- атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;
- Мировой океан;
- животный и растительный мир;
- охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами.
Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.
Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.
Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.
в 1972 году на Стокгольсмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на 27 сессии Генеральной Ассамблеи была учреждена ЮНЕП. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН, разработка и обсуждение периодических докладов, содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.