Мышление – это сложный психический процесс, в котором обобщенно и опосредованно отражаются предметы и явления окружающего мира.
Мышление в чистом виде, как совершенно независимый, самодостаточный психический процесс, реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т.п. Мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных ситуациях – важнейшее отличительное свойство мышления (развитие мышления в детей – найди лишний предмет, к какому классу предмет относится, найди отличия в рисунках и т.д.)
Итак, мышление отличается от других познавательных процессов тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности. При этом опирается на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.
К содержанию мышления относятся:
- мыслительные операции;
- формы мышления;
|
|
- виды мышления.
Мыслительные операции (процессы):
· Анализ – мысленное расчленение целого на части, свойства;
· Синтез – мысленное объединение частей в единое целое;
· Сравнение – основа познания; нахождение сходства и различия между предметами;
· Обобщение – нахождение в любых предметах и явлениях общего и объединение их по общим и существенным признакам;
· Конкретизация – движение мысли от общего к частному;
· Абстракция – (на основе анализа) уход от конкретного предмета к его символу.
Формы мышления:
· Понятие – передача конкретных свойств того или иного предмета или явления;
· Суждение – что-то утверждается или что-то отрицается (предложение)
· Умозаключение – когда из 2-х 3-х суждений мы получаем следующее суждение, как вывод;
· Аналогия – умозаключение, которое делается на основе каких-то сходных черт «по аналогии».
Виды мышления:
По уровню развития:
· Наглядно-действенное
· Наглядно-образное
· Абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач:
· Теоретическое- направлено на объяснение явлений действительности;
· Практическое – направлено на преобразование действительности
По степени новизны и оригинальности:
· Репродуктивное (воспроизводящее)
· Продуктивное (творческое) или креативное.
Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.
Интеллектуальная активность – это специфически человеческий способ приспосабливаться (адаптироваться) к условиям своего существования. По определению американского психолога Векслера, создавшего в 1939 году первую систему измерения интеллекта взрослого человека, интеллект – это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
|
|
Что определяет развитие интеллекта:
1. генетическая обусловленность – влияние наследственной информации.
2. физическое и психическое состояние матери во время беременности (питание, здоровье).
3. хромосомные аномалии (болезнь Дауна).
4. экологические условия (прием лекарственных средств, употребление наркотиков и т.п.)
Оценки интеллекта.
Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта, обычно используют два «субтеста»:
- вербальный – где предлагаются задачи, требующие действий с использованием слов,
- невербальный – задания, не связанные со словами, речью.
Общий показатель складывается из их суммы..
Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно называемый IQ (тест Айзенка). Этот тест связан с представлением об умственном возрасте, и в начале века использовался для того, чтобы было можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. В дальнейшем на основе на основе расчетов соотношения умственного и хронологического (реального) возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности. Среднее значение его соответствует 100 баллам (от 84 до 116 – норма ), а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие – к 200. Основная масса людей считается людьми со средним интеллектом. Самый высокий интеллект оказался у людей, чей профессиональный опыт близок к методам мыслительных операций – научных работников, химиков, математиков, педагогов и студентов.
Тесты для определения уровня интеллекта (общих способностей) – (кроме теста IQ) матрицы Равенна, Вербальный и невербальный интеллект Д.Векслера, методика Амтхауэра, ШТУР и др.