Кризисные ситуации
Стадии жизненного цикла кризиса
Понятие кризиса
Вопрос 36. PR при управлении кризисом
1. Кризис — переломный этап в жизни организации, который несет в себе потенциал изменений, развития организации — в стратегии, политике, структуре; может приводить к гибели организации или, наоборот, появлению новых возможностей.
Организационный кризис — событие, угрожающее жизнеспособности организации.
Для кризисной ситуации характерны:
• неполная определенность причин возникшей ситуации;
• незнание результатов ближайших действий;
• необходимость быстрого реагирования.
Одним из основных внутриорганизационных факторов кризиса является неправильный менеджмент компании, не обеспечивший ее готовность к кризису.
2. Кризис можно рассматривать в составе нескольких стадий жизненного цикла:
• созревание предпосылок;
• обнаружение;
• развитие;
• зрелость;
• спад;
• затухание.
По критерию скорости и времени развертывания выделяются кризисы ":
• внезапный — проблемный для менеджеров организации, поскольку времени на анализ причин и разработку обстоятельных планов нет;
• назревающий — предоставляет больше времени на анализ, проработку плана действий;
• стабильный, или устойчивый — сохраняется в течение нескольких месяцев или лет.
3. Кризисные ситуации:
• угроза банкротства;
• забастовка работников организации, угроза дестабилизации работы предприятия;
• публичные протесты общественности, препятствующие осуществлению проектов организации;
• увольнение значительной части сотрудников;
• угроза террористического акта;
• утечка значимой конфиденциальной информации — информации о клиентах, топ-менеджерах, о стратегии поведения на рынке, о новых технологиях;
• потеря значимого потребителя или части рынка;
• изменение законодательства, имеющее серьезные негативные последствия для организации (новые законы, квоты, тарифы, пошлины, ухудшающие положение фирмы);
• обнаружение криминальной или недобросовестной деятельности, имеющей отношение к менеджменту и грозящей целостности организации.
4. PR-деятельность организации в кризисных ситуациях состоит из следующих этапов:
• выявление проблем, которые могут перерасти в кризис, идентификация источника кризиса;
• создание кризисного плана и команды управления кризисом;
• идентификация ключевых аудиторий и подготовка коммуникаций, нацеленных на эти аудитории;
• определение точки управления кризисом (головной, региональный офис);
• подготовка работы со СМИ.
Шаги по преодолению кризисной ситуации:
• распространение заявления, предоставляющего факты, как в СМИ, так и внутри организации;
• использование самых быстрых средств коммуникации;
• предоставление свежей информации по мере развития ситуации;
• предоставление достаточного числа каналов для запросов информации извне;
• освещение событий в таком ракурсе, чтобы:
• и общественность, и сотрудники фирмы видели перспективу выхода из кризиса;
• кризис не воспринимался общественностью как начало конца организации;
• создавалось впечатление, что фирма приняла вызов и успешно справляется с проблемой;
• чувствовалась постоянная динамика улучшения ситуации.
Вопрос 37. Политический консалтинг. Избирательная кампания и PR