Системное строение и тех и других, то есть каждая из систем представляет собой сложную структуру, состоящую из ряда звеньев, элементов.
2. И физиологическая и психологическая функциональная система динамичны и пластичны, то есть могут меняться в ходе своего формирования и могут менять состав входящих в них звеньев.
3. В создании физиологической системы участвует весь организм, а в создании психологической системы участвует весь мозг. Но и в том и в другом случае «это целое» является высоко дифференцированным целым, то есть каждый орган, каждая часть мозга вносит свой специфический вклад в целое.
Различия физиологической функциональной системы и психической функциональной системы.
1. Психические функциональные системы формируются в онтогенезе, а физиологические функциональные системы носят врожденный характер.
3. Произвольность и контролируемость психических функциональных систем. Работу сердечной мышцы, работу дыхания нельзя контролировать. (Объяснить, что такое произвольность)
|
|
Если мы ввели понятие ВПФ как сложной функциональной системы, складывающейся из совместной активности ряда участков мозга, то не возникает вопроса о локализации функции в одном конкретном участке. ВПФ должна быть связана с работой всех этих участков мозга.
Возникает вопрос о том, какой вклад каждый участок мозга вносит в осуществление целостной психической функции?
Рассмотрим это на примере:
Если мы рассмотрим карту головного мозга и предположим,что локальное поражение мозга находится в каком-то определенном участке, скажем в теменно-височной-затылочной области,и если мы будем исследовать больного с помощью нейропсихологических методов, (смотреть состояние разных психических функций этого больного), то на примере любой функции мы можем увидеть некоторые нарушения протекания этой психической функции.
Возьмем для примера Праксис - нарушение движения. В ситуации, когда у пациента поражена эта область мозга, мы видим, что больной плохо ориентируется в пространстве, то есть вместо того, чтобы выполнить движение в левую сторону, он выполняет его в правую сторону. Кровать он может застилать не вдоль а поперек и множество различных других симптомов нарушения ориентации в пространстве. Соответственно мы можем сказать, что нарушение этой области мозга приводит к нарушению движения, то есть движение локализуется в этой зоне, это центр движения.
Далее, если мы посмотрим на другую область мозга, предположим мозговое поражение локализуется в пост центральной области мозга. В этой ситуации мы наблюдаем больного, исследуем его с помощью тестов и мы видим, что больной при выполнении определенных движений не может их выполнить. Это предметные движения, которые подчинены логике того предмета, по отношении к которому они выполняются, например, письмо. Логика письма требует определенного сочетания пальцев и т.д. Или, например, взять и изобразить, как из чайника наливается вода в стакан. Вместо того чтобы выполнить точное конкретное движение у больного начинается ряд подстраивающихся движений. Это симптом, который носит название рука-лопата, то есть рука очень неловкая. По логике локализационизма мы можем говорить, что если движение оказывается нарушенным при поражении именно этого участка - то это мозговой центр движения. То есть уже получается два центра движения.
|
|
Далее, если мы переместимся в так называемую премоторную область мозга (перед центральной извилиной, верхняя лобная зона), то мы увидим, что и здесь движения больного тоже нарушено специфическим образом. Больной как бы застревает на движении, и вместо того, чтобы переходить к другому движению он начинает инертно повторять одно и тоже движение. Например, если больной пишет слово, он застревает на определенной букве и постоянно ее повторяет.
В этой ситуации, если мы исходим из концепции локализационизма, то мы говорим, что при нарушении этой области мозга наблюдается нарушение движения. Значит, движение локализуется в этой области.
Если мы переместимся в лобную область мозга, то и здесь мы увидим, что тоже движение у больных нарушаются. Больной не в состоянии спрограммировать последовательность движения, если мы ему даем какие-то пробы, которые представляют собой сложную программу выполнения движения, например, чередовать ребро-ладонь-кулак. Но в этой ситуации больной сбивается, выполняет одно движение, или начинает выполнять движения со второго или третьего движения, то есть он не выполняет целостную программу движений. Значит, в этой ситуации мы тоже видим нарушение движения. По теории локализационизма - центр движения находится в этой области мозга.
Таким образом, мы видим, что регуляция движения локализуется не в одной какой-то зоне, а связана с работой всего мозга – т.е. работает теория антилокализационизма.