Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций. Характер взаимодействия между полушариями

В настоящее время сложилась теория по приписыванию полушариям противоположных функций. То есть идет классификация по разным типам дихотомий (например: вербальное - невербальное, абстрактное - конкретное и т.д.). В книге “Левый мозг. Правый мозг” такую теорию справедливо назвали дихоманией, в том смысле, что преувеличивается роль одного из полушарий и игнорируются другие формы взаимодействия между полушариями. Одно полушарие занимается только одним видом деятельности.

Примеры:

левое правое

вербальное невербальное

оценка времени оценка пространства

аналитическое синтетическое

последовательное одновременное

абстрактное конкретное

Действительно ли это так?

Левое полушарие - вербальное, последовательное. Почему ему приписываются такие функции?

Левое полушарие связано с анализом речевой информации.

Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце.

Но здесь есть и одномоментный процесс - когда сказанное предложение воспринимается полностью и осмысливается то, что произносилось.

Зрительное восприятие традиционно считается одновременным (правое полушарие). Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО обратить внимание на все, что открывается в зрительном поле.

Поэтому накопленные знания о специфике работы левого и правого полушария мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждают теорию о том, что в осуществлении любой психической функции (и элементарной и сложной) принимает участие весь мозг в целом – и ЛЕВОЕ и ПРАВОЕ полушария.

Однако разные полушария, а точнее разные зоны полушарий, выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. ( Имеется в виду, что каждое полушарие дифференцировано на определенные зоны, которым свойственны определенные функции (фактор) и эти зоны вносят свой определенный вклад в осуществление какой-либо психической дельности. Пример: одним из проявлений функциональной неравнозначности различных отделов левого полушария мозга является нарушение слуховой памяти именно при поражении левой височной доли). В этом и состоит системный характер организации психической деятельности.

Вывод: Ни одно из полушарий не может рассматриваться, как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психической функции. Каждое полушарие доминирует по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию психической функции.

Как писал А. Р. Лурия, «мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым полушарием (у правшей), в то время как другие (неречевые) – только правым полушарием…существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: