Физическая культура в развитии личности

Коль скоро ФК является частью общей культуры, то и в процессе физического воспитания решаются вопросы общего воспитания. Человек является в этом смысле объектом воспитания, как одной из составных частей общественных отношений, воспринимая нормы, традиции, обычаи, установки общества, социальной (национальной) группы, к которой он принадлежит. Процесс усвоения этих категорий, имеющих важнейшее значение для общества и его развития, называют социализацией личности. Известно, что личность характеризуется такими признаками как: активность (стремление субъекта расширять сферу своей деятельности), направленность (сильные, устойчивые мотивы, интересы, убеждения), степенью осознанности своих отношений к факторам действительности. Личность формируется в процессе общественной практики, в предметной деятельности и общении, в том числе и физ. деятельности. Многоаспектность содержания ФК и её функций уже давно является предметом изучения учёных разных специальностей: педагогов, психологов, философов, социологов и т. п. Исследование социальных функций ФК обуславливает раскрытие её аксиологического (ценностного) аспекта в формировании личности человека современного общества.

Ценностные аспекты ФК целесообразно рассматривать через призму отношения к ним как к потребности и как средству удовлетворения потребностей. Иными словами человек, для которого ФК вообще или её определённые факторы в частности представляют определённую ценность, ощущает потребность, необходимость выполнять физические упражнения в своей повседневной деятельности, регулярно участвовать в спортивных соревнованиях и других формах проявления двигательной деятельности. Потребность в ФК реализуется также с привлечением других её ценностей материального и духовного порядка. К первой категории можно отнести категории вещественные: спортивные сооружения, инвентарь, снаряжение, оборудование и т.п. Духовные же ценности включают также компоненты как знания и принципы. Знания интегрируют в себе также элементы: теория и методика ФК - как отрасль знаний; литература по проблемам ФК - как хранитель знаний; учебные заведения и специалисты по ФК - как носители и ретрансляторы соответствующих знаний. Принципы ФК характеризует основные подходы, правила в этой сфере человеческой деятельности. В ходе общественно-исторической практики сложилась определённая структура принципов, регламентирующая специфику деятельности в различных сферах ФК: принципы физ. упражнений; принципы воспитания в процессе различных форм ФК; принципы спортивной тренировки.

Материальные и духовные ценности, о которых сейчас мы говорили можно назвать ценностями первичными или базовыми: все они создают условия, в которых рождаются вторичные ценности. В результате использования ценностей различных факторов ФК появляются новые ценности, которые актуализируются в новом человеческом материале.

Ценности первого порядка обусловлены структурно-компонентным составом исторически сложившейся системы ФК общества. Ценности же второго порядка являются следствием реализации функциональных возможностей этой системы, т.е. достигается определённый, по выражению академика П.К.Анохина (1979) «фокусированный, полезный» результат системы.

Проявляется этот результат, как уже отмечалось, в новом человеческом материале. Созданные новые ценности, обусловленные интегративными качествами системы ФК, можно разделить на две группы: материальные и духовные. К материальным ценностям относят совокупность положительных соматических изменений в организме человека, проявляющихся в количественно-качественных показателях физического развития (рост, вес, мышечная масса, и т.п.), функционального состояния (состояния здоровья) и физической подготовленности (уровень развития силы, ловкости, быстроты, выносливости и т.п.).

Духовные ценности второго порядка составляют все те позитивные изменения, произошедшие в сознании человека в результате регулярных занятий физ. культурой. Здесь можно выделить, по крайней мере, три группы ценностей: интеллектуальные (новые изменения в области ФК); психические (уровень развития психических качеств: воля, память, внимание и т.п.) и свойств личности (мотивы, характер и т.п.); социальные (общительность, усердие, трудолюбие, самоутверждение и т.п.).

Формируются вторичные ценности только в процессе деятельности, а именно в процессе физкультурно-спортивной деятельности, под которой понимают систематическое использование человеком различных ценностей ФК (средств, форм, методов, тренажеров, спортивных снарядов и т.п.) в режиме дня, недели, месяца и т.п.

В существенной мере эффективность физкультурно-спортивной деятельности зависит от уровня осознанности личностью объективных законов, регламентирующих субъектно-объектные отношения в этой сфере человеческого бытия, от понимания своей роли в этом процессе. Поэтому в следующем параграфе рассмотрим наиболее общий механизм физкультурно-спортивной деятельности, как процесс использования ценностей ФК в целях физического совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: