Рыночная привлекательность

Рентабельность

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

1) рентабельность инвестиций (капитала);

2) рентабельность продаж.

К первой группе относят следующие показатели:

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств:

Ра = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов

Этот показатель является важнейшим индикатором конкурентоспособности предприятия.

Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от альтернативных решений:

Рск = Чистая прибыль / Собственный капитал

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия.

Ко второй группе относят:

Валовая рентабельность продаж:

Рвп = Валовая прибыль / Выручка от реализации

Рентабельность реализованной продукции

Ррп = Операционная прибыль / Выручка от реализации

Чистая рентабельность реализованной продукции

Рчр = Чистая прибыль / Выручка от реализации

В российской практике чаще всего используется показатель Рчр.

Показатели оценки рыночной активности. Этот раздел анализа выполняется участниками фондового рынка. Для его проведения используется как данные бухгалтерской отчетности, так внешнюю информацию о положении предприятия на рынке ценных бумаг. Рассмотрим основные показатели, используемые для оценки рыночной привлекательности.

Прибыль (доход) на акцию (EPS Earning Per Share)= (Чистая прибыль — Дивиденды по привилегированным акциям) / Число обыкновенных акций

Этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акции. Его рост способствует увеличению операций с ценными бумагами данного предприятия, повышению его инвестиционной привлекательности:

Ценность акции (P/E Price /Earning) = Рыночная цена акции / Доход на акцию

Этот коэффициент служит индикатором спроса на акции данного предприятия и показывает, сколько согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию.

Дивидендная доходность = Дивиденд по акции / Рыночная цена акции

Этот показатель характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции предприятия.

Дивидендный выход = Дивиденд, выплачиваемый по акции / Прибыль на акцию

Этот коэффициент показывает долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики предприятия.

Коэффициент котировки акции = Рыночная цена акции / Книжная (учетная) цена акции

Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию; она складывается из номинальной стоимости, доли эмиссионной прибыли и доли накопленной и вложенной в развитие предприятия прибыли. Значение коэффициента котировки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию в данный момент.

Анализ коэффициентов полезен, однако следует помнить о перечисленных проблемах и необходимости делать поправки. Анализ коэффициентов, проведенный механически и непродуманно, просто опасен. Однако при условии его разумного и вдумчивого применения он способен дать глубокое понимание деятельности предприятия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: