СЛУХОВАЯ АГНОЗИЯ.
VI. Нарушение вторичных гностических зон слухового анализатора.
Вторичные гностические зоны связаны с формированием целостного перцептивного образа. В виде целостного перцепта могут выступать звуки, слова, шумы, мелодии и т.д.
Важно заметить, что для системы неречевого слуха доминантным является правое полушарие. Поэтому вторичные гностические зоны правого полушария связаны с формированием целостных предметных неречевых образов.
Нарушение правого полушария приводят к ряду агнозий.
Основной дефект: невозможность идентификации бытовых неречевых звуков при сохранности элементарных слуховых ощущений (встречается редко).
Причины: поражение правой височной области либо двустороннее поражение височной области.
Симптомы:
· Невозможность больным опознать бытовые и природные шумы.
· Нарушение слуховой памяти на неречевые звуки. Больной способен различить звуки по высоте, но не может запомнить их.
· Больной не может различить звуковые комплексы.
|
|
· Ослабление внимания к звуковым стимулам.
· Ослабление слуховой памяти.
Основной дефект: нарушение восприятия ритмических структур.
- Причины: поражение правой ( структурная оформленность звука) и левой височной области (внутреннее содержание структуры).
Симптомы: Структура нарушения разные.
· При поражении левого полушария оказывается нарушенной внутренняя структура ритма. То есть больной как бы внешне структуру ритма воспринимает, а внутреннее его расчленение он не слышит.
· При поражении правого полушария разрушается восприятие внешней структуры ритма.
· Недооценка/переоценка ритмических структур.
· Трудности восприятия акцентированных ритмов (e.g.-|-|-|-).
· Диссоциация между оценкой объема и структуры. «Хм»…
Тесты на слухо-моторные координации: воспроизведение ритмов по образцу и по инструкции.
АМУЗИЯ. Это невозможность восприятия исполнения или эмоционального восприятия мелодии, а также дифференциации мелодии.
Три формы амузии:
- тональная глухота
- глухота на мелодии
- трудности восприятия ритма
- Причины: нарушения в височной доле ПП: распознавание гармонии, мелодии;
Нарушения в височной доле ЛП: звуковысотные отношения.
Симптомы:
· Неспособность выделить звук из гаммы.
· Дефект узнавания аккордов, оценки тактов.
· Трудности в узнавании мелодий.
· Невозможность воспроизведения, сравнения мелодии, потеря музыкальной грамотности, отсутствие аффективной реакции.
Больной не может узнать знакомые мелодии; не может назвать, одинаковые это мелодии или разные; не может спеть мелодию, потеря музыкальной грамотности.