Прибыльность и скорость оборота

Преобразуем формулу экономической рентабельности, умножив ее на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1. От такой операции величина рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Здесь оборот – это в основном выручка от реализации продукции. Поскольку мы сравниваем с нею всю величину активов, а не только тех, что используются для выпуска продукции, то к выручке следует добавить доходы от внереализационных операций (например, от сдачи имущества в аренду), от участия в других предприятиях и операций с финансовыми инструментами.

Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуата­ции дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 - 5%.

В англоязычных книгах этот показатель называют рентабельностью оборота, рентабельностью или прибыльностью продаж (return of sale, ROS), а также коэффициентом рентабельности оборота (return of sale ratio, ROSR).

Коэффициент трансформации КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов. Другие названия этого показателя – коэффициент эффективности использования активов (asset utilization ratio AUR), ооборачиваемость активов (asset utilization turnover, AUT), оборачиваемость капитала (turnover of capital TOC).

Коэффициенты КМ и КТ относятся к вторичным коэффициентам. Они показывают механизм формирования рентабельности активов. КМ показывает величину прибыли с одного оборота, КТ – число оборотов активов:

ЭР = КМ * КТ

Рентабельность активов, представленная как произведение вторичных коэффициентов, дает менеджеру важную информацию для понимания причин изменения этого показателя в прошлом и одновременно инструментом для управления рентабельностью предприятия в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: